Политолог рассказал о связи между амнистией сенатора Андрея Павловского и арестом Евгения Баскина.
15 марта стало известно о задержании директора «Серволюкса» Евгения Баскина, друга Юрия Чижа.
В этот же день глава КГБ Валерий Вакульчик сообщил подробности о деле владельца «Трайпла». По его словам, Чижа пришлось задержать, задействовав операцию «Перехват», так как он на большой скорости направлялся в сторону границы.
По информации силовиков, Баскин также был задержан при попытке выехать за границу.
Также во вторник от Вакульчика стало известно о помиловании сенатора, владельца группы компаний «Биоком» Андрея Павловского. По словам главы КГБ, бизнесмена помиловали после выплаты им компенсации в размере 20 миллионов долларов.
Почему силовики открыли сезон охоты на приближенных к власти бизнесменов? Связаны ли между собой новости о задержании Чижа и Баскина и амнистии Павловского? На эти вопросы «Салідарнасці» ответил эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич:
— Совпадение этих событий хорошо иллюстрирует ту функцию, которую отыгрывает бизнес в Беларуси. Это в других странах бизнес и предпринимательство являются двигателями экономики. В Беларуси у бизнеса другая функция. Она заключается в том, чтобы поддерживать жизнеспособность белорусской социальной модели, обеспечивать существование большого госсектора.
И когда случается кризис и деньги в казне заканчиваются, то понятно, к кому нужно обращаться — к бизнесмену. Это хорошая иллюстрация: человека берут, садят, называют ему сумму, он откупается и выходит на свободу.
Так было и с Павловским, и с Прокопеней. Система эта не новая. Кто понимает эти правила, тот платит и выходит. А кто пытается доказать свою невиновность, как та же сенатор Шарейко, директор бройлерной фабрики, тот рискует сесть надолго. Ведь если дело дошло до суда…
Причиной для задержания могут быть попытки вывода капитала за границу. Люди понимают, что сейчас кризис и здесь нет смысла инвестировать. А с другой стороны, здесь просто небезопасно держать деньги, так как можно легко их потерять.
Именно такое обвинение — вывоз капитала — было выдвинуто против Александра Муравьева, владельца «Мотовело» и стеклозавода «Елизово». Его арестовали в прошлом году и судьба Муравьева до сих пор неизвестна. Сидит еще или уже откупился.
Такова наша белорусская специфика. Во всем мире богатые люди более независимы от государства. У нас все наоборот: чем больше ты богат, тем больше ты зависим. Чем больше у тебя денег, тем больше тебя унижают.