Лидер этно-группы «Троiца» со следующего учебного года больше не будет преподавать в педагогическом университете им. М.Танка.
В новые программы не включают предмет, который Иван Кирчук преподавал в вузе на протяжении 19 лет, - «Практикум по фольклору».
Сейчас известный белорусский фольклорист устраивается в Институт культуры Беларуси - там ему предложили ставку, часы и комнату, куда уже переехали музыкальные инструменты и архив с 2000 компакт-дисков. «Радыё Свабода» расспросила музыканта о причинах его увольнения и его дальнейших планах
- Педуниверситет не продлевает вам контракт или вас увольняют?
- Меня еще не уволили. Но со следующего учебного года не продлят контракт. Остается одна группа заочников-пятикурсников, которых я буду доучивать до выпуску. Это четверть ставки. С учетом того, что это заочники, проведу два-три занятия.
- Почему вам не дают часов?
- Проблема в том, что изменились программы, и нет больше моего предмета «Практикум по фольклору». В стационар не набирают студентов, которые могли бы его учить. Таким образом, можно сказать, что в педагогическом университете обучение белорусскому фольклору завершено.
- Что изучалось в рамках вашего предмета?
- Музыкальные инструменты, народный театр, реконструкция обрядов и праздников. Все это входило в один предмет. Мне кажется, что подобные сокращения планов, программ и тем происходят повсюду. Поэтому не удивительно, что для меня не нашли часов, чтобы заполнить хотя бы полставки.
- Планируете ли вы продолжить преподавательскую деятельность?
- Да. Институт культуры Беларуси уже пригласил меня на работу, предложил кабинет для музыкальных инструментов. Мы вместе с «Троіцай» перевезли туда все наши инструменты, а также огромный архив из двух тысяч компакт-дисков. Уже скоро начнем оформлять новое помещение. Поэтому ничего страшного не произошло.
- Ваш кабинет в педагогическом университете имени Максима Танка называли «музеем», но руководство вуза уже давно забрало его. Были ли другие изменения в отношении к вашему предмету или к вам лично?
- Все менялось постепенно - в течение последних восьми лет. Тогда ректор знал, что у меня 10 групп занимаются в аудитории, где были музыкальные инструменты и архивы.
Но ректор решил, что нужно спортивное помещение - комнату переоборудовали, поставили тренажеры. Таким образом, кабинета у меня нет уже восемь лет. Из года в год менялись и планы обучения.
Например: на постановку голоса раньше выделялся час, сейчас - 20 минут. А что можно сделать за 20 минут, как можно научить петь за это время? Понемногу резали и резали план. Думаю, что это идет из министерства. Но не понимаю, почему фольклор не нужен.
Мы же говорим о возрождении, а часов на фольклор нет. То, что мы делали, было прекрасно. О нас сделали ряд передач для радио и телевидения. Мне казалось, что все хорошо, но с течением времени все меняется.
- Как вы считаете, почему вуз отказывается от изучения фольклора?
- Мне сложно объяснить, почему это происходит. Я вообще считаю, что приучать к народному творчеству надо еще с детского сада, со школы - чтобы в вузах студенты приходили уже образованные в фольклоре.
Но теперь получается, что все наоборот. Мне слушатели, которые приезжают, рассказывают, что они не понимают смысла обрядов, которые им приходится проводить в связи со своей работой.
- Что вы будете преподавать в Институте культуры?
- У меня будет ставка. Мой предмет называется «Традиционная народная культура». Там в основном будут не студенты, а слушатели, которые приезжают на курсы повышения квалификации.
Занятия длятся неделю-две. Понятно, что там я не буду иметь возможности сделать то, что мы делали со студентами, которые учились по пять лет у меня. Но хорошо, что есть и такая возможность. Люди мне благодарны после лекций, я имею огромный архив видео и аудио, музыкальные инструменты, которые могу показать и научить на них играть.
Есть и положительные моменты - здесь люди, которые уже имеют опыт в организации обрядов, например, режиссеры праздников, цимбалисты, скрипачи.