Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Крест Евфросинии Полоцкой находится под Москвой?

16.03.2016 общество

Историк Сергей Тарасов считает, что Крест Евфросинии Полоцкой цел и находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

75 лет назад из прифронтового Могилева исчез крест Евфросинии Полоцкой. Уже во времена независимости Беларуси его пытались искать в американских фондах, в хранилищах Ватикана, в российских музеях. Положительных результатов эти поиски не дали.

Где сегодня находится национальная святыня белорусов? На этот вопрос в интервью «Радыё Свобода» попытался ответить историк Сергей Тарасов.

- Поделитесь своей версией исчезновения креста Евфросинии Полоцкой .

- Я выскажу свою версию позже. Сначала хочу напомнить прежние версии. Самая популярная в советское время - крест был увезен немцами. Еще высказывалась гипотеза, что в 1920-е годы, когда реквизировались церковные ценности, крест могли продать на одном из аукционов, после чего он мог попасть за океан - в США (а в Могилеве находилась копия).

Говорилось и о том, что машины, на которых везли ценности из Могилевского музея вместе с архивом ЦК КПБ, где по дороге попали под бомбежку, и крест был уничтожен или попал куда-то в Россию. Если принять на веру «немецкую» версию, то и здесь могло быть разное развитие событий.

Скажем, во время реституции, когда награбленные нацистами ценности возвращались назад из Германии, их могли увезти подальше, в Россию. Причина здесь проста - немцы составляли свои описи, давали свои названия, и советские специалисты после могли не разобраться, что куда надо возвращать.

Награбленное в Могилеве, могли отвезти, условно говоря, в Ярославль. Я, кстати, сначала склонялся к этой версии. Но после того, как в питерском Эрмитаже обнаружилась кража различных ценных вещей, в Российской Федерации прошла сплошная проверка фондов абсолютно во всех музеях. Если бы крест был в каком-то музее, он обязательно всплыл бы. Просто так скрывать и никому не показывать, а тем более не вносить в фондовые списки, его не могли. Но тут интересная особенность: вывезенный вместе с крестом архив ЦК КПБ, по свидетельствам моих коллег-архивистов, сохранился полностью.

- Значит, по дороге не разбомбили. Здесь можно добавить, что в 2003 году неожиданно нашлось и Слуцкое Евангелие, которое также вместе с крестом исчезло в 1941 году из Могилева. Причем церковь ничего не объясняет, ссылаясь на тайну исповеди. Просто чудо какое-то.

- Действительно, произошло чудо. В 2003 году митрополит Филарет на епархиальном чтениях представил Слуцкое Евангелие 1582 году. По версии церкви, прихожанка передала его одному из священников. Ни фамилий, ни адреса прихожанки - никаких данных нет.

Но почему-то утверждается, что все время, начиная с 1941 года, Евангелие не покидало границ Беларуси. Это просто фантастика. Такого в принципе быть не могло. Не будем забывать, что Евангелие и крест - не единственные вещи, которые хранились перед войной в Могилеве.

Там было много церковного утвари, древнее оружие, доспехи. Но сам факт появления оригинала Евангелия показывает, что есть и оригинал креста.

Когда во второй половине 90-х брестский художник Николай Кузьмич делал копию креста, режиссер Виктор Шевелевич снял об этом документальный фильм. В фильме есть один очень интересный эпизод.

Владыка Филарет, находясь у себя в епархии, повествует о том, как удалось найти святыни-реликвии, которые были в Кресте Евфросинии Полоцкой. Там была частичка Креста Господня, фрагменты святых мощей. И вот владыка говорит в кадре, что с течением времени удалось найти все, единственное, чего не удавалось, - это частичка крови Иисуса Христа.

И вот однажды, когда он был у себя на родине в Загорске, в Троицкой-Сергиевой лавре, в ризнице, он увидел на некой «дощечке» маленькую капельку и надпись над ней (сокращенно): «Кровь Христова». Тогда владыка Филарет попросил разрешения у хранителя ризницы отщипнуть частичку реликвии, чтобы перенести ее на крест, который сделал мастер Кузьмич. Что и было сделано. И здесь возникает только один вопрос: что это за «дощечка» с кровью Христа в ризнице в Загорске? По моему мнению, речь может идти только о кресте Евфросинии Полоцкой. Второй реликвии с кровью Иисуса Христа там просто не могло быть.

- Допустим, крест находится в Загорске. И что, за все это время его никто, кроме владыки Филарета, не видел?

- По моим сведениям, крест относительно недавно видели, в том числе люди из Беларуси. В то время, когда у нас началась кампания «Слуцкие пояса», когда их повсюду искали, чтобы наладить производство в Беларуси.

К сожалению, я не могу назвать имена, могу только сказать, что это - официальные лица. Понимаете, Троицко-Сергиева лавра - очень значимое для Русской православной церкви. Туда открытого доступа нет. Крест лежит в таком месте, куда обычному человеку попасть невозможно.

- Крест Евфросинии Полоцкой находится в официальном розыске, его, между прочим, разыскивает Интерпол. Есть люди, которые его недавно видели, а значит, - свидетели. Может, после нашего разговора делом займется Следственный комитет или КГБ?

- Свидетели должны быть. Если крест действительно там лежит, его видели многие. Священники, которые туда приезжают, просто не могли его не заметить. Однако, я не думаю, что после нашей с вами беседы спецслужбы займутся поисками креста. Наш разговор - не повод для того, чтобы обыскивать всю Загорский лавру. Это все же институт церковный, а не светский. Повторюсь, место как бы на виду, но в то же время недоступно.

Фото: Shutterstock

- Но каким образом крест мог попасть в лавру?

- Давайте вспомним: к 1941 году в Советском союзе никогда не упоминались ни Александр Невский, ни Минин с Пожарским, ни Ушаков, ни Нахимов, а тут, когда началась война, они вдруг были объявлены героями, их изображения вскоре появились на орденах, о них массовыми тиражами издаются брошюры, которые расходились в том числе и по карманам солдат на передовой.

Сталин позволяет церковные службы, дает церкви карт-бланш - и церковь идет навстречу государству, молится за победу советского оружия. Это был такой своеобразный «баш на баш». И за это «баш» государство должно было чем-то заплатить. А чем?

Все, что было изъято в церкви, было занесено в «госхраны» либо в фонды музеев. А оттуда достать и вернуть церкви было невозможно. Оставалось отдать то, что не было учтено. А неучтенными могли стать ценности, в том числе и из Могилевского музея, в том числе и Крест Евфросинии Полоцкой.

- Если крест - святыня для православной церкви, то и отношение к нему должно быть соответствующее. А между тем, на кресте написано: «Если же кто вынесет крест из монастыря (имеется в виду монастырь в Полоцке), пусть он будет проклят святой Троицей и святыми отцами». Если крест скрывается церковью, то получается, что она не выполняет свои же постулаты? Противоречие какое-то.

- Безусловно, противоречие здесь есть. И первым его заметил, как ни странно, Иван Грозный. До 1563 года крест из Смоленска попал в Москву.

Когда Иван Грозный после взятия Смоленска шел на Полоцк, то идеологическим основанием для этого было намерение вернуть крест Евфросинии на родину. И он это сделал. Он вез крест рядом с собой, по-видимому, действительно, побоявшись заклятия.

Таким образом в ХVI веке крест вернулся в Полоцк. И с тех пор он Беларусь не покидал. Заклятие, видимо, все же имело силу. На кресте, кстати, еще написано, что грабитель будет проклят всеми святыми отцами и семью святыми соборами.

А семь соборов церкви - это те соборы, на которых были приняты основные символы веры. Это серьезные вещи. И то заклятие, безусловно, распространяется и на тех, кто держит крест сегодня.

Фото: Shutterstock

- Можно допустить, что крест Евфросинии Полоцкой, как и упомянутое Слуцкое Евангелие, в определенный момент может возникнуть неизвестно откуда?

- Хотелось бы, чтобы такое чудо произошло. Правда, я не очень в это верю. В нашей истории не так много ценных святынь, связанно с конкретными людьми - в нашем случае с именами мастера Лазаря Богши и святой Евфросинии, нашей небесной покровительницы.

Есть еще крест Авраамия Смоленского, который был сделан по образцу Ефросиньевского креста. Пальцев одной руки хватит, чтобы эти святыни перечислить. Поэтому наш крест является чрезвычайно ценным - и в духовном смысле, и в материальном. Его касались руки самой Евфросинии, он вещь - сакральная.

Мы же сегодня еще не понимаем до конца, кем для нас является Евфросиния Полоцкая. Все народы гордятся, когда находят потомков своих великих предшественников - Чингис-Хана, Наполеона, Рюриковичей и т.д. А мы могли бы найти потомков наших Рогволодовичей и Всеславичей! Единственные останки, кости человека из этого рода - это мощи Евфросинии, и они у нас есть.

Что касается креста, то нежелание передать его Беларуси может быть объяснено, как угодно. Скажем, в России давно принят закон о реституции, запрещающий вывоз ценностей. С другой стороны, отказ может значит и то, что копия Креста у вас есть, хватит и ее... Так что, вряд ли Крест будет возвращен. В одном я абсолютно уверен - он целый.

- Крест Евфросинии Полоцкой цел и находится в подмосковном Загорске, в Троицко-Сергиевой лавре?

- На мой взгляд - да. Мои исследования и логика событий приводят именно туда.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]