Как и прогнозировали эксперты BISS, в январе-феврале текущего года политическую и, как следствие, медийную повестку белорусско-российских отношений определяло ожидание отмены санкций ЕС в отношении Беларуси. В связи с этим в вопросах определения сроков и условий рефинансирования кредита ЕАЭС и рамок торгового сотрудничества в 2016 году Минск и Москва заняли выжидательную позицию – до принятия решения ЕС. На фоне этой паузы медийное пространство двух стран было заполнено достаточно шумными информационными акциями маргинальных групп, претендующих на роль проводников политики Кремля в белорусском гражданском обществе.
Российский вектор
Прогноз, данный в предыдущем выпуске Индекса, подтвердился: произошло падение белорусского экспорта в Россию; переключение внимания в области военного сотрудничества от вопроса размещения авиабазы к другим формам взаимодействия; определение рамок участия Беларуси в российских торговых войнах с Украиной и Турцией и – главное – усиление независимого от Москвы внешнеполитического курса, взятого Минском (или отказ от формулирования четкой внешнеполитической позиции).
Аналитики напомнили, что за 2015 год товарооборот между Беларусью и Россией составил 27,5 млрд долларов США (73,7% к прошлому году). Экспорт — 10,4 млрд долларов (снижение к 2014 году на 31,6%), импорт из России — 17,1 млрд долларов (минус 22,7%). Итоговое сальдо в торговле с РФ сложилось традиционно отрицательным, в размере 6,8 млрд долларов, незначительно сократившись к прошлому году. В январе 2016 г. сокращение товарооборота продолжилось, но темпы сокращения замедлились — 88,6% к январю 2015 г., экспорт сократился на 16,1%, импорт из России — на 8,4%.
Вместе с тем, считают аналитики BISS, некоторых успехов в продвижении своих требований относительно равных условий торговли в ЕАЭС Беларусь все же достигла. Так, 5 января правительство России опубликовало постановление №1470 от 29 декабря 2015 года, предоставляющее национальный режим в отношении товаров из стран ЕАЭС для госзакупок в сфере обороны. Это постановление было закреплено 11 февраля решением Департамента агропромышленной политики ЕЭК о необходимости разобраться в причинах ограничений поставок белорусской продукции на российский рынок.
И все же, несмотря на мелкие локальные успехи, в целом новый формат экономической интеграции с Россией остается невыгодным для Беларуси. В первый год работы ЕАЭС сальдо торговли с РФ осталось фактически таким же, как в прединтеграционный год (около 7 млрд долларов США), в то время как выгода от поставок российских энергоносителей (нефти и газа) по ценам, рассчитанным по формулам, базирующимся на внутрироссийских ценах, за год составила около 0,5 млрд долл. Неудивительно, что первые два месяца 2016 года в ходе многочисленных переговоров между руководителями Беларуси и России рефреном звучала идея об установлении равноправных торговых отношений.
На встрече с первыми лицами РФ в Минске на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Александр Лукашенко отметил, что падение взаимного товарооборота продолжается уже третий год и заключил: «устранение барьеров, обеспечение эффективного функционирования единого рынка товаров, услуг и капитала, а также взаимная поддержка – зоны нашего общего интереса». Однако отстаивание экономических интересов Беларуси в контексте процессов, происходящих в ЕАЭС (или Союзном государстве), и, в частности, в условиях противостояния России Западу, остается малоэффективным. Хотя российские торговые войны с Украиной и Турцией дают некоторый шанс частично компенсировать потери Беларуси от участия в ЕАЭС.
Европейский вектор
Относительно взаимоотношений с ЕС во внешнеполитическом индексе Белорусского института стратегических исследований (BISS) отмечается, что фиксировавшаяся с конца 2012 года долгосрочная тенденция нормализации отношений Беларуси и ЕС достигла в последние два месяца своей кульминации. Еще большая по сравнению с предыдущими периодами активизация дипломатических контактов привела к снятию Советом ЕС большинства санкций в отношении Беларуси. Таким образом, отношения Беларуси и Евросоюза вступают в качественно новый период. Открываются возможности и основания для постепенного углубления и наращивания повестки дня.
Товарооборот между Беларусью и странами Европейского союза в январе 2016 г. составил 876,1 млн долларов США (77% от показателя за аналогичный период 2015 г.). Белорусский экспорт равнялся 589,9 млн долларов. Этот показатель на 26,6% меньше показателя января 2015 г. Импорт из стран ЕС составил 286,2 млн долларов (снизился на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Положительное сальдо в торговле со странами Евросоюза для Беларуси сложилось в размере 303,7 млн долларов.
Вместе с тем, как отмечают аналитики BISS, именно в сфере экономики Минск надеется на практические результаты от снятия большинства санкций. Еще в начале января состоялся визит правительственной делегации Беларуси в Берлин в составе первых заместителей министров финансов и иностранных дел, а также замминистра экономики и зампредседателя правления Национального банка. Состоялась встреча с членами межминистерского комитета по экспортным гарантиям и экспортным поручительствам ФРГ, в ходе которой обсуждалась возможность повышения кредитного рейтинга Беларуси по классификации ОЭСР. Также прошла встреча с руководством банка «АКА Аусфуркредит-ГмбХ», который специализируется на финансировании экспортных сделок. Уже после положительного решения Совета ЕС о снятии санкций Минск посетила делегация во главе с заместителем генерального директора Еврокомиссии по вопросам соседства и переговорам о расширении К. Матерновой и вице- президентом Европейского инвестиционного банка Л. Бараняй. В фокусе дискуссий были дальнейшие шаги по активизации торгово-экономического и финансового сотрудничества, а также возможности расширения инструментария и объемов международной технической помощи ЕС для Беларуси.
Как прогнозируют эксперты BISS, сегодня настроения и в Минске, и в Брюсселе можно охарактеризовать как осторожно оптимистичные. Процесс нормализации отношений последних лет и решение об отмене большинства санкций полностью не сняли проблему взаимного недоверия сторон после событий конца 2010 – 2012 гг. К тому же структура отношений, а также специфика внешне- и внутриполитического положения Беларуси делают быстрые и масштабные эффекты от нового качества взаимодействия с ЕС невозможными. Тем не менее, ожидания с обеих сторон достаточно высокие.