Так вот, оказывается, какие были времена, могут подумать, те кто их не пережил ; совсем ничего страшного, даже весело.
После войны бывший сотрудник НКВД М. Маклярский с соавторами написал сценарий ленты «Подвига разведчика», фраза-пароль из которой отчего-то на долгие годы стала своего рода символом сознательного профессионального упрощения драматургической ситуации в российских кинофильмах.
Образы противостоящих всему хорошим отечественным туповатых «ихних» вызывали у зрителей не столько страх или смешанное с отвращением невольное уважение, сколько насмешку над умственной состоятельностью последних. Высшее киноначальство однажды решило, что всем врагам, по скудоумию не разделяющим нашу лучшую в природе идеологию, надлежит быть смешным и глуповатыми. Коммунисты просто не поднимаясь до осознания , что тем самым лишь принижается наша же победа над грозным и умным в реальности противником.
И именно потому такой невероятный зрительский успех получил позднее умный Штирлиц, которому противостояли отнюдь не картонные, профессионально талантливые противники.
Любопытно, что в последнее время – то ли по природной бездарности называющих себя сценаристами авторов некоторых сериалов, то ли в силу подспудно давлеющей над такими заказными работам общеполитической ауры, все чаще в изображении жизни и нашей страны в сталинское и советское время заметно проявляется тенденция плевать на «правду жизни».
Дело не только в наивности самих сюжетных построений, позволяющих, к примеру, как в недавней «Тальянке», герою запросто, без всяких затруднений бесчетное число раз являться с оружием для шантажа в кабинет первого секретаря обкома, на его квартиру и дачу.
Куда хуже, когда представители власти того периода всерьез изображаются абсолютно ходульными персонажами, вызывающими у переживших то время лишь горькую усмешку.
Суетящийся, недалекий, тупо лебезящий перед начальством и хамящий подчиненным некий грозный руководитель Министерства из середины шестидесятых в «Красной королеве», выглядит ничуть не лучшее условного товарища Огрурцова из ленты «Волга — Волга» тридцать восьмого года.. Он абсолютно однозначен, авторы даже не делают попытки понять диктуемую именно временем логику его поступков. Просто недалекий идиот, который мог бы, появится и вне коммунистической системы …
Пожалуй, апофеозом безвкусицы и профессиональной несостоятельности создателей сериалов последнего времени оказался образ из того же «шедевра» некоей кадровички-надзирательницы, по факту руководящей делегаций модельеров на показе в Париже. Эта вредоносная «старуха Шапокляк» вызывает не ненависть, не страх и даже не презрение – а гомерический хохот – настолько карикатурно и примитивно выглядит она стараниями авторов и актрисы на экране.
А ведь эти экранные истории имеют под собою реальную и жестокую документальную основу..
Так вот, оказывается, какие были времена, могут подумать, те кто их не пережил ; совсем ничего страшного, даже весело. А от дураков никто не застрахован.. Словом, положим две гвоздики на гроб товарища Сталина стряхнем пыль с коленок и поищем дорожку в наше светлое будущее, в СССР…
Шкаф продан, но кровать с тумбочкой еще остались.
Александр Анненский, кинодраматург, "Эхо Москвы"