Руководство Тракторного завода решило «стабилизировать» ситуацию, начав избавляться от молодых и наиболее «строптивых» рабочих.
Об этом лидер недавно созданной на Минском тракторном заводе первички профсоюза РЭП Наталья Аникеева рассказала praca-by.info.
– У меня нет такого образования, чтобы вести переговоры с руководством, чтобы аргументировано объяснить им, почему рабочие не должны работать в таких условиях, которые они предлагают нам сегодня. Мы видим, что происходят нарушения, но у меня нет специальных знаний, чтобы доказать это, ссылаясь на закон. Поэтому я и обратилась в профсоюз РЭП, и меня поддержали коллеги. В профсоюзе есть юристы, которые действительно смогут защитить наши права. Тем более что для нас, простых рабочих, вся информация закрыта. С нами никто даже не разговаривает, – объяснила Наталья.
Она рассказала, что руководство, пытаясь стабилизировать экономическую ситуацию на предприятии, решило прибегнуть к сокращениям. Причем стремится сделать это за счет молодых кадров.
По мнению работницы, причина такой политики нанимателя заключается в том, что молодые люди ведут себя более активно, в то время как пенсионеры помалкивают:
– На практике получается так, что руководство держится не за молодежь, а за пенсионеров. Молодым работникам заявляют, что их никто не держит. Конечно, пенсионеры будут молчать. Им к их двум миллионам пенсии плюс еще четыре миллиона зарплаты хватает хоть как-то прожить. А у меня – эти четыре миллиона и дети маленькие. К сожалению, уходит молодежь, которая хотела чего-то добиться – повышения зарплаты и лучших условий труда, – рассказала Наталья.
Игорь Комлик, председатель Минской городской организации профсоюза РЭП, куда входит первичка работников МТЗ, сообщил, что наниматель сокращает людей, но план выработки при этом остается прежним. Поэтому резко возрастает нагрузка на рабочих, причем в ущерб технике безопасности.
– Они сами толкают нас на нарушения техники безопасности, заставляя выполнять две операции. Именно поэтому я хочу, чтобы профсоюз вмешался и защитил нас. У нас не хватает людей на все операции. Требуют качество, а это просто физически невозможно обеспечить. Нельзя быть в одно время сразу в двух местах, – добавляет Наталья. – Надежда только на профсоюз РЭП. И очень важно, чтобы люди вступали в профсоюз, те, кому не безразлично их человеческое достоинство, что у них в кошельке и как живут их дети. Нам всем говорят про кризис, но я вижу, что кризис почему-то только у рабочих, у руководства и ИТР кризиса нет.
Наталья рассказала, что руководство настроило против неё немало людей. Однако многие коллеги встали и на её сторону.
Недавно рабочих цеха разделили на две смены.
– Вряд ли они сделали это ради нас, рабочих, им это тоже было выгодно. В результате разделились так, что более боевые девчонки, которые понимают, что происходит, и что с таким заработком прожить нельзя, что это несправедливый заработок, остались со мной в смене. Они меня поддерживают. В другую смену пошли работники, которым строго-настрого приказано не подписывать никаких бумаг, которые я могу им дать.
Она сообщила, что людей попросту запугали.
– Я и еще несколько работниц хотели перейти на другое предприятие, не получилось в силу обстоятельств. А людям сказали, что нас не взяли, потому что мы состоим на учете в КГБ. Вы же понимаете, что происходит, когда люди слышат слово КГБ. Они считают, что это опасно и к нам подходить нельзя. К сожалению, те, кто распускал эти слухи, своей цели добились. И переубедить людей теперь практически невозможно. Конечно, они с удовольствием воспользуются, если у меня получится чего-то добиться через наш профсоюз, но помогать не станут, за меня не пойдут, даже не то что за меня, за зарплату не пойдут. Очень сложно.
Тем не менее, Наталья не опускает руки, она верит в своих коллег, которые, несмотря на угрозы и запугивания, поддерживают её и так же как она хотят добиться справедливой оплаты за свой нелегкий труд.
15 марта профсоюз РЭП направил директору Минского тракторного завода (МТЗ) Федору Домотенко письмо с предложением вступить в коллективные переговоры в связи с необходимостью внесения дополнений в колдоговор по вопросам изменения системы оплаты, охраны здоровья и безопасности и других условий труда работников.