Панацеей для пенсионной системы повышение пенсионного возраста не станет.
Каждый из трех вариантов повышения возраста выхода на пенсию, которые предлагает правительство, в большей степени затрагивает интересы женщин, но ни один из них не решает принципиально проблемы белорусской пенсионной системы.
Об этом говорили эксперты в ходе круглого стола «Реформа пенсионной системы не «от балды»: как не нарушить хрупкую стабильность», организованного «Либеральным клубом», пишут «Белорусские новости».
58-60-60 и 63-63-65
Напомним, правительственные варианты увеличения возраста выхода на пенсию сохраняют действующий и сегодня принцип, когда женщины уходят на пенсию раньше мужчин. Первый вариант предполагает постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин — до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.
Как считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова, повышение пенсионного возраста в первую очередь должно коснуться женщин, причем пенсионный возраст для них стоит повысить до 60 лет.
«По нашему мнению, нет никакого смысла в том, чтобы у мужчин и женщин был разный возраст выхода на пенсию. У нас женщины живут в среднем почти на 11 лет дольше мужчин», — сказала эксперт.
Кроме того, она привела данные, согласно которым в первые пять лет после выхода на пенсию продолжают работать 50% мужчин и 60% женщин.
Ранее за выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин высказывался и помощник Лукашенко по экономическим вопросам Кирилл Рудый.
«Существующее пятилетнее различие в возрасте при выходе на пенсию мужчин и женщин было введено в Беларуси в 1932 году и сегодня экономически слабо аргументировано», — говорится в статье Рудого, опубликованной в «Белорусском экономическом журнале».
По мнению помощника Лукашенко, выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит фонда социальной защиты населения и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.
Участвовавший в круглом столе член постоянной комиссии «палатки» по бюджету и финансам Валерий Бороденя также отметил, что сегодня нет убедительных оснований для того, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в разном возрасте.
«Наверное, будет в мировом и европейском тренде, если возраст выхода на пенсию выровняется. При этом, конечно, надо обращать внимание на условия труда», — сказал «депутат».
Однако заместитель премьер-министра Наталья Кочанова придерживается мнения, что разница в пенсионном возрасте у женщин и мужчин должна сохраняться.
«Все-таки должна быть разница в пенсионном возрасте у женщин и мужчин. Социальный аспект играет немаловажное значение: женщина — это мать, хозяйка. Она несет серьезную нагрузку как на работе¸ так и дома», — сказала вице премьер в эфире телеканала ОНТ.
Кстати, Министерство труда и социальной защиты своего представителя на круглый стол не прислало, хотя приглашение от организаторов было направлено своевременн.
Опять полумеры
Участники круглого стола согласились с мнением, что панацеей для пенсионной системы повышение пенсионного возраста не станет.
Екатерина Борнукова привела данные исследования, проведенного BEROC в 2015 году, согласно которому в случае сохранения текущей распределительной пенсионной системы дефицит пенсионного фонда будет стремительно расти и уже к 2020 году достигнет 2% ВВП. «А это половина того, что сегодня тратится на здравоохранение», — отметила эксперт.
При варианте, когда пенсионный возраст будет повышен только женщинам (до 60 лет), то «какое-то время это позволит держать дефицит пенсионного фонда около 1% от ВВП, но в долгосрочном периоде повышения пенсионного возраста только для женщин становится недостаточно».
Но если, отметила эксперт, поэтапно поднять пенсионный возраст до 65 лет обоим полам, «то здесь возможен профицит ФСЗН».
Предлагаемые правительством варианты повышения пенсионного возраста Екатерина Борнукова считает «скромными и недостаточными для того, чтобы погасить дефицит средств в долгосрочном периоде».
«Уже буквально через 10-15 лет, даже приняв самый смелый вариант, придется возвращаться к этому вопросу», — уверена эксперт BEROC.
«Очевидно, что если мы не будем ничего менять, то окажемся в финансовой пропасти», — считает эксперт.
По ее мнению, единственной реформой, доступной в рамках распределительной системы, остается повышение пенсионного возраста, тогда как «в долгосрочном периоде нужен переход к накопительной системе, но надо учитывать, что он будет занимать очень много времени и для него необходимо достичь макроэкономической стабилизации».
Как ранее отмечала вице-премьер Наталья Кочанова, поэтапное повышение пенсионного возраста может начаться уже с 2017 года. Именно в этом году Беларусь начнет выходить на пиковые значения по количеству пенсионеров.