С таким требованием к правительству должны обратиться объединения нанимателей и профсоюзы для определения фактических оснований для увеличения пенсионного возраста.
Широкая дискуссия о пенсионной реформе набирает обороты: светлые головы из самых разных слоев общества с подачи президента начали трансляцию собственных рецептов оздоровления системы социального страхования. Только на недавнем заседании Либерального клуба было озвучено как минимум три проекта с отсылкой на добрый десяток ура-оптимистичных и откровенно шарлатанских вариантов. При этом самые неожиданные претензии к правительственной монополии в пенсионной сфере предъявили агенты зарубежных страховых обществ.
Предполагается, что очередной виток пропагандистской шумихи вокруг старой темы был начат только с одной целью – обосновать повышение пенсионного возраста на фоне угрозы кризиса ФСЗН.
Пенсионный кризис переложат на женские плечи?
В ходе чисто параметрического анализа действующих демографических реалий исследователь BEROC Катерина Борнукова, к примеру, предлагает на первом этапе уровнять наступление пенсионного возраста для мужчин и женщин. Пенсионный кризис таким образом автоматически отодвигается в следующее десятилетие.
С одной стороны – это справедливо в плане более высокой продолжительности жизни женщин, но как объяснить это дамам в возрасте элегантности, из которых порядка 60% и так продолжают работать в течение 5-ти лет после наступления пенсионного возраста – получая более весомый совокупный доход по сравнению с молодыми специалистами?
Председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин вообще не видит смысла обсуждать пенсионную в отрыве от общих реформ, включая практику перекрестного субсидирования энергетических тарифов, сохранение госмонополий и т.п.
С его слов стало понятно следующее: в сентенции о 4,5 млн трудоспособных белорусов, которые кормят около пяти миллионов граждан юного и преклонного возраста, следует учесть еще 1,5 млн «госов» в лице чиновников, милиционеров, депутатов и других радетелей за народное дело, чьи взносы в ФСЗН номинально начисляются со служебных окладов, но фактически формируются из налогов субъектов реального сектора. Получается, реформа касается и «кусается» только для трех миллионов экономически активных белорусов?
Взносы ФСЗН могут собирать налоговые инспекции
Депутат Палаты представителей Валерий Бороденя парировал, что «госы» также в немалой степени генерируют добавленную стоимость, но в целом отмежевался от личного представительства интересов государства в дискуссии.
Ведь в этом качестве должны были выступить представители ФСЗН или Министерства труда и социальной защиты – но они так и не пришли на встречу. Очень жаль, ибо большинство вопросов было адресовано именно этим структурам. В числе желчных замечаний следует упомянуть избыточный баланс недвижимости в столице и областных центрах, находящихся в распоряжении фонда, непрофильные расходы, к примеру, на содержание детских оздоровительных лагерей и т.п. Гн. Карпунин порекомендовал провести независимый аудит фонда.
Возникла даже идея передать функции по сбору взносов в ФСЗН инспекции МНС с целью оптимизации административных процедур. Де-факто, фонд – страховой, но если перевести процесс его наполнения в разряд дополнительного налогового обременения предприятий, вряд ли кто заметит разницу.
Впрочем из цифр, которые действительно стоило бы услышать обществу – это реальный баланс средств, которые сегодня способен генерировать фонд для своевременной выплаты пенсий и пособий в расчете на трех-пятилетнюю перспективу.
До недавних пор на целевых счетах аккумулировались финансовые ресурсы с 6-9-тимесячным профицитом. Предполагается – развернутых статистических данных нет – что сейчас в условиях экономической стагнации ФСЗН работает «с колес». Иначе у правительства и в страшном сне не появилось бы идей о столь масштабной ревизии собственной социальной политики.
Пенсионный капитал каждого белоруса: попытки расчета
Теперь внимание! Главная опасность для правительства заключается не в дефиците наполнения, а в потере доверия к «пенсионной кормушке» со стороны гражданского сообщества. Проще говоря, если гражданин с помощью калькулятора вдруг возьмет и рассчитает сумму своих взносов в ФСЗН и фактические выплаты после увеличения пенсионного возраста, то у него возникают весьма неудобные вопросы.
Так, среднестатистический мужчина после выхода на пенсию по одному из вариантов реформы – в 63 года – получает на руки от ФСЗН по действующим нормативам около Br3 млн в месяц на протяжении около четырех лет (срок ограничен естественной продолжительностью жизни). На круг до момента ухода в лучший мир и с учетом пособия на погребение получается порядка Br140 млн.
При этом хороший специалист на среднем предприятии с зарплатой, скажем, Br10 млн лично и опосредованно (в виде социального налога с работодателя) ежегодно перечисляет в Фонд в порядка Br30-36 млн. За всю трудовую карьеру у каждого труженика накапливается солидная сумма в пределах Br1,5-2 млрд в действующих ценах. А с учетом инвестиционных возможностей капитала эта цифра может быть увеличена в течение 20-30 лет безотзывных пенсионных депозитов на несколько порядков.
Несложный расчет показывает, что упомянутый «среднестатистический мужчина» накапливает номинальную сумму в пределах 140 млн, которую государство впоследствии якобы дарует ему на дожитие, всего за три-четыре трудовых года!
В целом даже с понятной поправкой на девальвации, деноминации и прочие финансовые флюктуации пенсионный капитал честного белорусского труженика к старости не может составлять менее Br5 млрд – большая часть этой суммы уходит на поддержание солидарной пенсионной системы, но неужели к преклонному возрасту страховой клиент должен опускаться до роли униженного просителя, выбивая у собесов право на распоряжение несколькими дополнительными процентами собственных взносов?
Пенсионная альтернатива: серая зарплата, кубышка, зарубежный счет
Оказалось, что есть и альтернативная пенсионная математика, азы которой с высочайшим энтузиазмом раскрывают представители иностранных страховых фондов (швейцарских, но чаще австрийских). Их агенты не просто заняли место за столом заседания Либерального клуба, но и более того – публично предложили себя в качестве спасительного маячка на фоне разгорающегося кризиса.
В рамках негласного соглашение с банковским и страховым сообществом республики БДГ придерживается табу на рекламу финансовых услуг, предоставляемых компаниями, которые в официальном порядке не зарегистрированы на территории Беларуси. Однако игнорировать их существование не представляется возможным. Впрочем, как и Конституция не запрещает соотечественникам накапливать средства на зарубежных счетах.
Таким образом, уговорив-уболтав социум по поводу повышение пенсионного возраста, правительству предстоит решить еще множество пропагандистских задач: во-первых, доказать, что «белая зарплата» с выплатами в ФСЗН являются единственным гарантом безбедной старости. Во-вторых, объяснить на пальцах почему предложения Фонда гораздо выгоднее и предпочтительнее, чем накопление теневых доходов на счетах разного рода зарубежных «сейв-инвестов» или, скажем, в привычных долларовых кубышках.
Здесь либералы собственно ничего нового не предлагают кроме независимого аудита ФСЗН под контролем объединений нанимателей и профсоюзов. И еще просят не подменять экономический анализ проверкой Фонда со стороны ГКФР, публицистический резонанс будет получен, но от массового страха перед нищей старостью – это сегодня не самое действенное лекарство.