Защита собственного бюджета или передел бизнеса в РФ?
Россия настоятельно посоветовала своим нефтяным компаниям «приостановить» экспорт в Беларусь. Высокие цены на топливо в нашей стране делают для поставщиков белорусский рынок более привлекательным. А Кремль терпеть бюджетные потери не собирается. При этом, как утверждают российские власти, про какой-то глобальный пересмотр отношений между странами в нефтегазовой сфере речь не идет, напоминает «Белсат».
Российский «Газпром» продолжает поставлять топливо в Беларусь. По данным железнодорожных экспедиторов, в марте компания уже экспортировала в нашу страну 8.5 тыс. тонн топлива. Для сравнения, в феврале объемы продаж составили неполные 2 тыс. тонн, а в январе – 15 тыс. тонн. Пока что ввоз топлива в Беларусь продолжается, несмотря на просьбу российского вице-премьера Аркадия Дворковича экспорт остановить.
«Если брать статистику за прошлый год, рост импорта российских нефтепродуктов в Беларуси составил более миллиона тонн, если представить, что пошлины каким образом обходятся, а пошлина – это $ 50-60 с тонны, тогда не такая уж и маленькая сумма получается», – отмечает Андрей Суздальцев, политолог.
То же самое говорит и Дворкович, резкое увеличение экспорта в Беларусь двумя компаниями, «Газпром» и «Татнефть», приводит к налоговым потерям российского бюджета. «Татнефть», которая в январе поставила в Беларусь 25 тыс. тонн топлива, в отличие от «Газпрома» просьбу вице-премьера выполнила, остановив торговлю в марте.
«Идут какие-то внутрироссийские сверху разборки, и это уже не до кучи один из инструментов общения правительства с этими госструктурами, там это все запутано, но в первую очередь, это коснется Беларуси», – рассказывает Владимир Артюгин, экономический обозреватель.
Источник в белорусском топливном бизнесе, комментируя ситуацию для российского информационного агентства, утверждает, что поставки осуществлялись только на собственные пункты сбыта. Например, «Газпром» имеет в Беларуси сеть из 46 бензиновых станций. Цена на топливо в России ниже цены на белорусском рынке, и компании стремятся заработать на этой разнице.
«Абсолютно нет доверия белорусскому руководству. Помните все эти растворители, случаи с российскими углеводородами, поставки в Украину? Все это здесь, в России отслеживается. Россия с трепетом относится к статусу поставщика энергоносителей», – добавляет Андрей Суздальцев.
Но есть другая версия. Разница в ценах делает нерентабельным экспорт белорусских нефтепродуктов в Россию. По двустороннему договору Беларусь в текущем году поставит Москве 1 миллион тонн автомобильного топлива. Минск договор периодически нарушает, а потому запрет поставлять топливо из России в Беларусь может быть обычной местью.