Белорусские правозащитники и юристы, которые наблюдали за судом по делу Николая Автуховича, заявляют, что дело шито белыми нитками.
Правозащитник Олег Волчек практически каждый день присутствовал на судебном процессе.
«И в Беларуси, и за рубежом меня часто спрашивают: почему личность Николая Автуховича привлекла такое внимание белорусских властей? Это не был партизанский отряд, как хотели показать в суде, а группа единомышленников, которые расследовали коррупцию в своем регионе. Они нашли коррупцию в том органе, где ее не может быть, в отделении Министерства по налогам и сборам. Они узнали, как система зарабатывает деньги. Часть денег доставалась местным чиновникам, а остальные шли дальше», - говорит Волчек.
Правозащитник рассказывает, что еще в 2003 году одна из инспекторов открыто сказала Автуховичу: если он хочет вести бизнес, то должен платить деньги. Автухович отказался, после чего у него и начались проблемы.
Юрист Алеся Муравьева обращает внимание на ряд неточностей и непонятных вещей в ходе разбирательств. Например, как Ларин со своего места на территории школы-лицея хотел попасть из гранатомета в председателя Гродненского облисполкома Савченко, если с того места ничего не было видно. И видео это доказало.
Следователи не обратили внимания на слова Александра Ларина, что своего сообщника по подготовке теракта «он убил и закопал». Как будто он ничего такого и не говорил.
Для Муравьевой немного комичным выглядит эпизод с игрушечным корабликом, который Автухович купил в Москве для детского конкурса, а на суде из него пытались сделать самодельное взрывное устройство. С этим корабликом Автухович, по словам Ларина, хотел совершить покушение на заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко.
Предприниматель из Орши Пузиков на суде откровенно признался, что после дачи показаний следователь Клочко презентовал ему бутылку водки и билет до Орши.
«В ходе дела мы наблюдали сумасшедшее давление на свидетелей», - говорит Муравьева.
Людмила Грязнова из «Правозащитного альянса» говорит, что Автухович, Осипенко и Козлов - это «герои сегодняшнего времени». «На суде они выступали достойно, честно, логично. Они не выглядят подавленными и несчастными. Даже после требований прокурора они взглядами подбадривала присутствующих в зале. К сожалению, не все они такие. Ларин - это объект для психоаналитиков», - говорит Л. Грязнова.
Алеся Муравьева не такая категоричная в отношении Ларина. Она говорит, что это человек такая же жертва системы, как и другие подсудимые. И еще неизвестно, какое давление ему пришлось испытать.
«Автуховича по поджогам обрабатывали еще в 2005 году, но никаких доказательств вины не было. Он вышел из тюрьмы, но не успокоился. Теперь его решили добить», - говорит Энира Броницкая из правозащитного центра «Солидарность».
«У Автуховича были сильные последние слова. Он говорил не о себе, а об интересах белорусского народа. Это государственный человек. Весь процесс можно охарактеризовать словами Юрия Леонова, который повторял все время: «Бред», - продолжает Вячеслав Сивчик из движения «Разам».