Вполне возможно, что может произойти ликвидация и Skype, и других средств обмена данными в сети.
Постановление Лукашенко «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» и его последствия журналист «Белсата» обсудил с экспертом «Белорусского пиратского центра» Михаилом Волчеком.
- Что будет со Skype и мобильным мессенджером типа Viber?
- «Cкайпы», «гугл хэнгаутсы», «вайберы» – это не проблема, а последствия. Сейчас происходит нарушение важных цифровых прав и принципов организации глобальной сети. О них нужно говорить. Прежде всего, это сетевой нейтралитет: трафик ранжируется. Какой-то трафик имеет больший приоритет или интерес, какой-то меньше. Это в том числе означает, что идет воздействие на скорость и стоимость трафика. Последняя инициатива Оперативно-аналитического центра ухудшает права приватности, так как новое регулирование закрепляет принцип массового сбора данных пользователей.
Второй нарушенный принцип сети – доступность и свобода перемещения трафика. Сеть разделяется и обрастает еще большими границами. Это как с пропиской: если у вас ее нет – у вас нет много каких прав. Поэтому нарушается и право на коммуникацию и свободу передвижения сетевых граждан. Другими словами продолжается построение сетевых таможен. Поэтому здесь потребители могут возмущаться как на возможные проблемы со Skype, так и на ограничения получения посылок из-за рубежа. Важно отметить, что усиленное регулирование сети ограничивает доступ возможных инициатив сообществ по развитию сервисов голосового трафика через свою инфраструктуру и оставляет это право только за крупными провайдерами, у которых будет возможность держать дорогое программное обеспечение для контроля. Здесь можно сказать о продолжении монополизации рынка телекоммуникаций.
- То есть «скайпы» и «вайберы» не исчезнут, но будут работать хуже из-за работы этих так называемых сетевых таможен?
- Возможно даже не почувствуется, что они будут работать хуже. Но принципы точно станут хуже. Сам факт ранжирования трафика, уменьшения анонимности и конфиденциальности обмена трафиком, сетевые таможни, массовый неконтролируемый сбор персональных данных пользователей в совокупности создают предпосылки для тотального отслеживания и ограничений. Против всего этого скопления не хватает инструментов и институтов, которые бы обеспечивали баланс. Поэтому здесь очень легко может быть перекос.
- Кроме истории сайтов, которые мы посещаем, что сегодня имеют возможность знать о нас силовики и власть, когда мы пользуемся смартфоном или интернетом на компьютере?
Это другая тема. Так в течение 2015 и начале 2016 года вышли два постановления, а также были приняты организационно-технические меры по уменьшению права на конфиденциальность и усилению контроля сети. Вообще, для специалистов эти ограничения – относительны, как и для большинства. Здесь прежде всего затрагивается вопрос криминализации свобод – не на основании социального зла, но на основании цензуры государства.