Это решения правительства и Нацбанка эксперты оценивают как политику «финансовых репрессий».
На минувшей неделе коммерческие банки получили новое ценное указание от регулятора. На этот раз Национальный банк потребовал довольно резко снизить процентные ставки по новым депозитам предприятий. Отчитываться о выполнении как новых указаний, так и старых, касающихся вкладов населения, банки должны каждую неделю по пятницам.
Очередные административные решения правительства и Нацбанка некоторые
эксперты оценивают как политику финансовой репрессии.
Новые административные уровни
До недавнего времени верхний потолок ставок по депозитам юридических лиц, выше которого банкам не рекомендовалось устанавливать процентные ставки, составлял 30% годовых. С прошлой недели ситуация разительно изменилась.
Регулятор настоятельно рекомендовал, как и в случае с вкладами населения, дифференцировать уровень процентных ставок по депозитам предприятий в зависимости от сроков размещения денежных средств.
Теперь, как удалось узнать БелаПАН, ставки по депозитам юрлиц со сроком размещения до 1 месяца не могут превышать 12% годовых.
С 16 марта ставка по новым отзывным рублевым вкладам предприятий со сроком размещения более одного месяца не может превышать 21% годовых.
Верхний потолок доходности по безотзывным вкладам предприятий со сроком размещения от 1 до 6 месяцев установлен на уровне 24% годовых. По долгосрочным (свыше шести месяцев) безотзывным вкладам ставки не могут превышать 27% годовых.
Правка, как констатируют участники финансового рынка, безотзывные вклады в ряде случаев будут малоинтересны предприятиям.
«У предприятий не так много свободных средств, которые они могли бы зафиксировать надолго, разместив на безотзывной депозит. В основном на корпоративных депозитах размещены ресурсы, которые являются денежными остатками, они в любой момент могут понадобиться субъектам хозяйствования», — пояснил журналистам эксперт в банковских кругах.
Учитывая, что по отзывным рублевым вкладам ставки снизились с 30% до 12-21%, наблюдатели ожидают постепенный отток срочных депозитов предприятий из банковской системы.
«Новые ставки по рублевым депозитам — скромный заработок для предприятий с учетом инфляции», — констатирует представитель одного из банков.
Кстати, о соблюдении рекомендуемых уровней процентных ставок по всем вкладам банки отныне обязаны каждую пятницу отчитываться перед Нацбанком.
Закономерный вопрос: зачем потребовалось принимать административные меры и резко снижать ставки по вкладам предприятий? Почему одновременно с этим Нацбанк не принимает решение о снижении процентных ставок по депозитам населения? С ноября 2015 года, напомним, коммерческим банкам рекомендовано по отзывным вкладам населения устанавливать доходность не выше 25% годовых, по безотзывным — не более 30% годовых.
Ответ на последний вопрос, похоже, очевиден: с середины 2015 года по февраль 2016-го средства населения из банков постепенно утекали, и новое снижение процентных ставок на этом фоне могло лишь ускорить неблагоприятную тенденцию. Участники финансового рынка не ожидают в связи с этим, что в ближайшее время Нацбанк будет снижать рекомендуемые ставки по вкладам населения.
Теорема, которую невозможно доказать
Письмо банкам, обязывающее снизить ставки по депозитам юрлиц, Нацбанк объяснил необходимостью выполнения норм указа № 78. Напомним, в документе присутствует поручение правительству совместно с Нацбанком обеспечить «поступательное снижение ставок по кредитам в экономике».
Участники финансового рынка практически уверены, что административное решение в отношении процентных ставок по депозитам направлено на снижение стоимости ресурсной базы банков с тем, чтобы банки могли удешевить цену кредитов для экономики.
Подтверждает эту версию решение Нацбанка от 16 марта, согласно которому верхний уровень ставок по кредитам с 1 апреля будет снижен с 36% до 33%. Всех тех, кто будет устанавливать стоимость кредитных ресурсов выше обозначенного уровня, ждет наказание — дополнительные отчисления в резервы за счет чистой прибыли.
В общем, события последней недели направлены на то, чтобы за счет административного ресурса удешевить кредиты для предприятий.
Белорусские экономисты сомневаются в эффективности директивных методов управления финансовым рынком.
«Попытка использовать административные рычаги и директивно устанавливать верхние уровни процентных ставок в литературе интерпретируется как политика финансовой репрессии. Процентные ставки в таких условиях как индикаторы, отражающие цену денег и эффективность проектов, теряют свой смысл», — говорит научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, повысить эффективность функционирования экономики за счет снижения процентных ставок по кредитам, как это прописано в указе № 78, не удастся.
«Фактически Нацбанку предлагают теорему, которую невозможно доказать. Монетарными методами проблемы в белорусской экономике не решаются», — полагает Дмитрий Крук.
В Беларуси ранее уже пытались стимулировать экономику за счет льготных кредитных ресурсов. «Многие кредиты предоставлялись по льготным ставкам, и, тем не менее, это никак не помогало нашей экономике», — констатирует ведущий исследователь BEROC Екатерина Борнукова.
По данным Нацбанка, сегодня около 40% кредитного портфеля белорусских банков сформировано за счет льготных кредитов. Во время февральского расширенного правления Нацбанк констатировал, что средняя ставка по таким кредитам в 2015 году составила 8,1% годовых — это примерно в четыре раз ниже стоимости кредитов для остальной части экономики
«Основная проблема Беларуси сегодня не в отсутствии дешевых кредитов, а в неэффективности прошлых инвестиций и неконкурентоспособности продукции. Поэтому, если не поменяется качество управления предприятиями и финансовыми ресурсами в частности, сколько кредитов не давай, желаемый экономический эффект мы не получим», — резюмировала Екатерина Борнукова.