В Беларуси происходит милитаризация власти.
Об этом в интервью charter97.org заявил политический обозреватель Роман Яковлевский.
- Сегодня в вооруженных силах Беларуси началась масштабная проверка, шестью днями раньше прошел массовый призыв запасников. С чем связаны эти мероприятия?
- Эти военные мероприятия властей связаны с напряженной обстановкой в регионе: противостояние России и НАТО нарастает. А Беларусь в военном отношении является стратегическим союзником России. А белорусская армия является составной частью «вооруженной защиты» так называемого «союзного государства», западные рубежи которого «чудесным» образом совпадают с границами трех государств НАТО – Польши, Литвы и Латвии.
В последнее время напряженности также добавляет продолжающаяся на востоке Украины война.
Кроме того, в июне в Польше пройдут самые крупные военные учения НАТО, в которых примут участие около 25 тысяч военнослужащих стран Альянса.
Пассивным субъектом этого противостояние между Россией и Западом оказалась Беларусь. И ее вооруженные силы «в неотрывном союзе с российской армией», как они любят говорить, «совершенствуют свое мастерство». И ничего хорошего я в этом не вижу.
Здесь возникает интересный вопрос: откуда берутся средства на эти учения? Ведь экономическая ситуация в Беларуси очень тяжелая. Я полагаю, что это происходит при поддержке более сильной в экономическом смысле России. С такой интенсивностью и такие масштабные учения Беларусь проводить просто не может.
- То есть можно сказать, что учения проводятся на российские деньги?
- Правильнее сказать: при финансовой поддержке России. Недавно утверждался бюджет так называемого «союзного государства», и значительная его часть – это оборона. А фактически речь идет о защите западных рубежей российского государства.
Но транспарентность бюджета и военных расходов характерна для демократических стран. А в Беларуси и в России граждане вряд ли узнают, какие средства и откуда тратятся на военные учения.
- Недавно Лукашенко потребовал от «губернаторов» повысить боеготовность территориальной обороны. Насколько, по вашему мнению, эта структура вообще может быть эффективной?
- Хочу отметить, что тема территориальной обороны недавно прозвучала и в соседних с Беларусью странах – Польше и Литве.
Но на мой взгляд, сама система территориальной обороны – это вчерашний день понимания войны.
Но актуальность этой темы свидетельствует о том, что идет подготовка к «гипотетической внешней военной угрозе», а то и к войне, разговоры о которой особенно усилились после появления российской армии в Сирии.
Важным, по-моему, является тот факт, что наши так называемые «генерал-губернаторы» и минский градоначальник в свое получили генеральские погоны. Но потом произошла кадровая ротация, и сейчас непонятно, все ли из них являются «генералами». Получается несоответствие: они равновеликие, но одни с генеральскими погонами, а другие – нет? Возможно, мы просто всего не знаем.
Напомню, что глава администрации Лукашенко Александр Косинец получил когда-то, будучи губернатором Витебской области, генеральские погоны. А управляющий делами Лукашенко Виктор Шейман имеет звание генерал-полковника.
Когда российская пропаганда заявляла, что в Киеве пришла к власти «военная хунта», уместно задать вопрос: а кто находится у власти в Беларуси? Где во власти больше людей с погонами – в Киеве, Москве или Минске? Ответ напрашивается однозначный.
Смогут ли эти «генералы» организовать эффективную оборону – я сомневаюсь. Но однозначно: в Беларуси происходит милитаризация государственных структур. Мы видим, как в Беларуси растет уровень милитаризации. Так и хочется сказать: «ряженые» генералы с губернаторскими функциями готовятся к войне.