Ситуация на концертном рынке страны остается стабильно тяжелой.
Такую оценку этому сегменту рынка в интервью «Белрынку» дал сооснователь и руководитель музыкального портала Tuzin.fm Сергей Будкин.
Если сравнивать с прошлым годом, то ситуация продолжает скорее усугубляться, хотя и несколько медленнее. Исполнители, которые раньше собирали на свои концерты по 500—700 зрителей, теперь довольствуются двумя-тремя сотнями.
Конечно, есть музыканты с репутацией, например группа J:MOPС, продолжающие держаться на плаву несмотря ни на что. Есть коллективы, которые могли бы собирать приличные залы, но из-за негласного запрета им не дают возможности выступать легально. Среди них — Дмитрий Войтюшкевич, группа Brutto с Сергеем Михалком, Лявон Вольский и «Крамбамбуля» и др. Концерты этих исполнителей по разным причинам и с завидным постоянством продолжают отменять. Есть и молодые команды, например рок-группы Re1ikt и Naka, со своей постоянной публикой, однако на расширение аудитории им пока трудно рассчитывать.
Поклонники не хотят платить. Увы, людей, готовых покупать билеты на концерты, значительно меньше, чем тех, кто слушает музыку. Иными словами, проблемы связаны прежде всего с материальным положением слушателей, а не с конкурентоспособностью наших исполнителей.
Музыканты все чаще издают новые альбомы в Интернете, игнорируя физические носители. Что касается реализации музыкальных компакт-дисков, то в этом сегменте мы достигли дна: продаж практически нет. Стоит сказать, что большинство издательств, зарабатывавших на выпуске CD, закрылись или находятся не в лучшем положении. Например, лейбл БМА-group, который 15 лет издавал отечественную музыку, вот уже второй год, с конца 2014-го, не выпускал дисков.
Если музыкальные CD выходят, то в основном за собственные средства исполнителей, а продаются, как правило, во время концертов или в индивидуальном порядке. В этом случае говорить про серьезные объемы продаж просто смешно.
С другой стороны, если диски не продаются, тогда должны расти продажи музыки в Сети. По крайней мере, так происходит в большинстве стран Запада. Однако в Беларуси подобная тенденция не прослеживается. Альбомы плохо продаются даже через музыкальные магазины вроде Itunes или Amazon. Белорусы пользуются социальными сетями, в которых песни можно абсолютно бесплатно прослушать или скачать.
Можно ли повлиять на сложившуюся ситуацию? Такие попытки предпринимаются. Появилось немало успешных краудфандинговых проектов, посредством которых фанаты финансируют выпуск альбомов своих любимых исполнителей. Недавно на американской платформе Kickstarter коллектив средневековой музыки «Стары Ольса» смог собрать 26,5 тыс. долларов на альбом каверов зарубежных рок-групп, хотя изначально музыканты просили всего 7 тыс. Люди готовы помогать и участвовать в издании материала, даже если они живут не в Беларуси, а за границей.
Впрочем, культуры платного потребления контента в нашей стране нет. Возможно, потому, что целое поколение выросло на халяве: музыку, кино, литературу можно отыскать в Интернете и скачать, не заплатив авторам ни копейки. Решить проблему введением законодательных норм, которые будут карать потребителей за нелегальное использование авторского продукта, вряд ли возможно. Люди должны просто понять: даже если альбом можно бесплатно прослушать в Сети, покупать его все равно необходимо. Хотя бы потому, что это даст музыкантам возможность издавать новые альбомы.
Фестивальный анабиоз. Те же проблемы и у фестивальных проектов. Есть множество идей, но их реализация упирается в финансы. Проект, который состоится наверняка, — «Басовішча» в Белостоке, ежегодный фестиваль белорусскоязычной альтернативной музыки, который без пропусков проводится с 1990 года. Относительно других делать прогнозы рискованно: ситуация на рынке остается тяжелой. Тем более что музыкальные проекты могут приостанавливать свою работу на пару лет, а затем возобновлять ее. Это нормальная практика для нашей страны.
Проблемы создают и некоторые нормативные правовые акты. Один из них — указ от 5.06.2013 № 257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий», который ввел гастрольное удостоверение.
«Гастролька» сковывает действия организаторов и владельцев концертных площадок, потому что в процесс вмешивается третья сторона — государство. Это создает определенные трудности с проведением концертов. Например, на рассмотрение заявки уходит рабочая неделя. Фактически она проходит впустую, потому что рекламировать мероприятие в это время нет смысла: его могут просто не согласовать. Когда дело касается солидного фестиваля с большим количеством участников, процедура получения разрешения усложняется еще больше.
Местные особенности. Другая особенность в том, что все чаще стали закрываться небольшие концертные площадки вроде «Пляцоўка Хол» во Дворце республики. Это нормальная ситуация: одни площадки закрываются, вместо них появляются новые. Другое дело, что в помещениях, где исполнялась живая музыка, открываются заведения совсем другого рода или формата. Например, на месте рок-бара Tarantino появился клуб «Бурлеск», там, где был «Реактор», теперь ночной клуб премиум-класса Rich Cat Club. Впрочем, есть люди, заинтересованные в расширении клубного музыкального пространства, поэтому, надеюсь, на дно в этом сегменте мы не опустимся.
В регионах же в глобальном плане ничего не изменилось. В областных и районных городах по-прежнему проходят небольшие концерты, на которые собирается по 50—100 человек. Это подготовленная публика, которую не нужно дополнительно заинтересовывать.
Инициативу по продвижению белорусских исполнителей на местах сейчас реализуют языковые курсы «Мова Нанова». Во время мероприятий, проводимых в рамках этого проекта, также выступают отечественные музыканты. Например, недавно в Бресте, Молодечно и других городах страны выступал рэпер Vinsent.
Однако такие мероприятия носят скорее образовательный характер. Глобально продвинуть белорусскую музыку подобным образом не удастся. Промоутеры, нацеленные на продвижение отечественных команд, вынуждены начинать работу с публикой в регионах с нуля. Нас снова отбросило в самое начало пути, в 90-е годы.
Впрочем, я с оптимизмом смотрю на наш музыкальный рынок. Мне кажется, в конце концов, мы исправим ситуацию.