Алексею Еремчуку пришлось продать свою квартиру в Минске, а семью переселить на съемные квадраты.
В 2014 году 35-летний Алексей Еремчук основал компанию «Московский клуб Tesla». Он помогает клиентам купить машину и берет на себя таможенные хлопоты, доставку и техобслуживание электрокаров Tesla в Москве, пишет «Ведомости».
Владелец авто этой марки может приобрести в клубе мелкие запчасти и просто найти единомышленников – таких же фанатов необычного автомобиля. За 2015 год фирма Еремчука продала 35 седанов Tesla Model S на 5,35 млн евро, рассказывает он. Средняя цена автомобиля в клубе Tesla – 150 000 евро. По данным агентства «Автостат», клуб Tesla – крупнейший и единственный специализированный автосалон этой марки в России: всего за 2015 год в стране было продано 58 электрокаров Tesla. Рынок электромобилей в нашей стране крошечный: за 2015 год продано 122 машин, и это на 31% меньше, чем в 2014 году. Tesla – лидер этого сегмента, на нее приходится 60%.
Tesla Motors придерживается политики прямых продаж, развивая собственные сети автосалонов. Стратегии развития для нашей страны у нее нет, говорит Еремчук. Зато желающих стать дилерами Tesla в России было немало: многие из них обращались в компанию, но стать официальным представителем бренда пока никому не удалось. Кирилл Кириллов, руководитель отдела продаж компании «Экомоторс» (специализируется на электротранспорте), говорит, что рынок электромобилей в России пока настолько мал, что Tesla неинтересен.
Состоятельные клиенты клуба Tesla готовы платить 38% сверх той цены, которую предлагают офисы продаж Tesla в Европе. «Если вы захотите сами купить Tesla, придется ждать 3–4 месяца и заплатить 48%-ную ввозную пошлину, а мы можем доставить автомобиль за две недели», – говорит Еремчук. Еремчук заказывает машины в европейских салонах Tesla. Это трудно, потому что у Tesla есть региональные квоты, в которых Россия не учитывается. На запрос «Ведомостей» представители компании Tesla в четверг не смогли предоставить комментарии.
С 2014 года 19%-ная пошлина на ввоз электромобилей юрлицами в страны Таможенного союза была временно обнулена до конца 2015 года, а физические лица должны платить 48%-ную пошлину. Сейчас ставка для юрлиц остается нулевой, если ввозить в Россию машины через Беларусь и Казахстан, объясняет Артем Каган, партнер Еремчука и бывший топ-менеджер компании – дилера Mercedes.
Сначала Еремчук возил электрокары из США: там автомобили стоили дешевле, чем в Европе. Позже, когда цены сравнялись, выгоднее стало возить из европейских стран, где у Tesla несколько десятков офисов продаж. Логистические и таможенные расходы входят в ту самую комиссию в 38%.
Сломать традицию
Еремчук, маркетолог по образованию, увлекся автомобилями Tesla три года назад. Тогда у него была своя фирма, которая занималась продвижением сайтов в интернете. В 2013 году он увидел фильм National Geographic о заводе Tesla. «Я подумал: почему у нас нет этих автомобилей?» – вспоминает он. В фильме Илон Маск, основатель Tesla, рассказал, например, что покупатели три года ждали выпуска Tesla Model S, сделав предзаказ и оплатив его.
Еремчук приехал в Москву, чтобы продавать Tesla через интернет. У него было 300 долларов и страстное желание стать дилером Tesla в России. В начале 2014 года за 2000 росс. рублей Еремчук сделал сайт dealertesla.ru. Через месяц первый клиент созрел для покупки. Автомобилей для показа у Еремчука не было. Начинающему дилеру помог Андрей Врацкий, директор по работе с клиентами компании «Ай-теко». Он известен как пропагандист марки и одним из первых стал привозить Tesla в Россию. Первые три клиента внесли предоплату, Еремчук полетел в США и сделал заказ в салоне Tesla под Нью-Йорком.
«Тогда мы пережили сильный стресс, ведь везли машины в первый раз – на сумму 450 000 долларов и, если бы с ними что-то случилось, мы бы прогорели», – вспоминает Еремчук. Но 1,5 месяца спустя автомобили прибыли в Москву.
Пожертвовать домом
Более 90% российских покупателей электромобилей живут в Москве. Каждый второй приобретает его в подарок – бизнес-партнеру или жене, замечает Еремчук. Для его состоятельных клиентов электрокар, как правило, третий или четвертый автомобиль в семье. Это требовательная аудитория. Поначалу у клуба случались срывы сроков поставок, и тогда приходилось иметь дело со службами охраны клиентов. «Сроки отгрузки с завода нарушила Tesla Motors, но отвечать приходится нам – это научило не давать невыполнимых обещаний», – замечает Еремчук.
Летом 2014 года он нашел партнеров, вместе с которыми начал продавать электромобили разных марок в салоне на Ленинградском шоссе. Однако к осени партнеры разошлись из-за стратегических разногласий. Еремчук хотел торговать только электрокарами, а его компаньоны предлагали заняться и обычными автомобилями, рассказывает он. Курс иностранных валют тогда подскочил, и Tesla вместо 5 млн росс. рублей стала стоить 9 млн росс. рублей, вспоминает предприниматель, и его партнерам не хотелось фокусироваться только на дорогих машинах. За 2014 год удалось продать 22 автомобиля Tesla, но год стал настоящим испытанием для него.
Чтобы открыть Московский клуб Tesla на четвертом этаже Смоленского пассажа, он продал свою однокомнатную квартиру в Минске. Его жене с маленькой дочерью пришлось на полгода переселиться в съемную квартиру в том же Минске, пока он налаживал бизнес в Москве. Инвестиции в офис площадью 65 кв. м составили 50 000 евро, он открылся в мае 2015 года. К этому времени у Еремчука появилось два новых партнера, столь же увлеченных электромобилями, – Игорь Антаров и Каган.
От розетки до розетки
Электромобиль считается хлопотным средством передвижения. В идеальных дорожных условиях автомобиль без зарядки может проехать 480 км, к тому же через каждые 20 000 км пробега машину нужно отправлять на техосмотр. Недавно клуб Tesla заключил соглашение с московским автоцентром «Атлант-М» о техническом обслуживании: здесь теперь проходят техосмотр и ремонт клиенты клуба. Обратиться за обслуживанием может даже тот, кто купил электрокар не у Еремчука. По его словам, Tesla редко ломается всерьез – примерно у 300 знакомых ему владельцев были только четыре серьезные поломки, когда потребовалось отправить автомобиль на ремонт в официальный сервис в Европу. Гарантийное обслуживание бесплатное, но доставка машины в техцентр Tesla в Европе обойдется клиенту в 3000 евро. Чтобы самим открыть техцентр, клубу понадобилось бы 200 000 евро. Руководитель отдела маркетинга компании «Автоцентр Атлант-М» Дмитрий Варехов говорит, что, хотя в Москве автопарк Tesla составляет всего 300 машин, «Атлант-М» очень заинтересована стать официальным партнером Tesla по сервису, потому что рынок электрокаров в России неизбежно будет расти. Сейчас компания надеется получить с помощью клуба статус официального сервисного партнера Tesla, документы уже отправлены в США, рассказал он.
Застолбили нишу
«Рынок в России слишком мал, инфраструктуры и господдержки для электромобилей нет и не предвидится, больше 100–200 шт. здесь не продашь», – объясняет Врацкий. Если рынок вырастет, на него придут крупные игроки – и тогда маленьким фирмам не выжить, уточняет он. Врацкий даже привез шесть седанов Tesla в Москву и ничего на этом не заработал – сделал это для популяризации бренда. Из-за таможенных и логистических расходов российскому покупателю электрокар обходится примерно на 50–60% дороже, чем американцу.
Сам Еремчук считает, что сумел застолбить нишу благодаря последовательной стратегии: сначала прощупать спрос без инвестиций, а потом, когда поток заказов определился, вложить деньги в салон. А теперь он уже собирается торговать и другими электромобилями и для этого открыть мультибрендовый салон на Кутузовском проспекте, вложив в него 100 000 евро. Клуб уже получил официальный статус официального дилера английской компании Detroit Electric, производитель потребовал заранее приобрести шесть автомобилей по 100 000 евро. Теперь клуб сам может отбирать дилеров. А в 2016 году Еремчук планирует продать уже 60 автомобилей Tesla.