«Стабилизация» белорусской экономики, о которой в последнее время рапортуют чиновники, пока никак не отражается на росте инвестиционной активности.
Инвесторы, судя по всему, имеют свое мнение по поводу состояния дел. 2010-й грозит войти в число самых неудачных лет для белорусских органов власти в вопросе привлечения прямых иностранных инвестиций через продажу государственной собственности, сообщает «Завтра твоей страны».
В 2009 году было зафиксировано всего восемь так называемых сделок M&A (сделок слияния и поглощений) на общую сумму около 290 млн долларов. И хотя ключевой стала как раз продажа государственной собственности – пакета БПС-банка за 281 млн долларов, эксперты единодушны – это очень мало. Для сравнения: в 2007 году было заключено 15 аналогичных сделок на общую сумму 444 млн долларов (в основном именно с госсобственностью), в 2008 году – 21 на 820 млн долларов.
Впереди летние отпуска, а про потенциальных покупателей-2010 ничего не слышно, несмотря на открытие представительств несколько крупных инвестиционных компаний и раздачу лицензий инвестиционных агентов. Нет новостей и о покупателя контрольного пакета «Белинвестбанка», появление которого к первому кварталу текущего года несколько раз уверенно обещал председатель правления Национального банка Петр Прокопович. В последнее время глава Нацбанка, продавший госдоли в трех банках, создал себе имидж удачливого торговца. Но на этот раз заявления о скорой продаже банка были, скорее, хитрым маркетинговым ходом. Эксперты «Завтра твоей страны» полагают, что претендентов на «Белинвестбанк» не может быть много, если они вообще сейчас есть.
Иностранцев, которые боятся рисковать, мог бы заменить частный белорусский бизнес. Но у него пока не хватает свободных ресурсов.
Перед некоторыми активными до недавнего времени покупателями белорусской госсобственности может стать вопрос о денонсации договоров. Такая перспектива маячит перед австрийской компанией ATEC Holding. Первый вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко в открытую заявил о необходимости пересмотреть сделку по продаже австрийцам завода «Мотовело».
Правда, к концу отпускного сезона (в августе-сентябре) намечены торги по пяти открытым акционерным обществам из так называемого списка Международного валютного фонда. Первенцы очередной волны белорусской массовой приватизации были отобраны в рамках обязательств белорусского правительства по завершившейся в феврале текущего года программе кредитования stand-bay. Но даже представители Государственного комитета по имуществу (ГКИ) настроены скептически по поводу результативности распиаренных конкурсов.
Напомним, что на 18 августа намечен конкурс по продаже ОАО «Бобруйский машиностроительный завод», волковысского ОАО «Волмет» и ОАО «Лидский литейно-механический завод», а на 23 сентября – ОАО «Бархим» и ОАО «Речицкий текстиль».
По оценкам экспертов, шансы быть проданными более-менее высоки у двух предприятий – бобруйского и барановичского.
Хотя сам приватизационный перечень, составленный в результате нескольких просеиваний списков (в них, например, фигурировал более значимый Минский подшипниковый завод и другие крупные предприятия), дает основания задуматься, что конкурсы устраиваются ради проформы — в угоду МВФ.
Перечень же обязательных условий для инвестора наводит на воспоминания о нулевых результатах конкурсов по продаже крупнейших нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в 2003 году. Тогда эти условия были разработаны так, чтобы изначально ни один из инвесторов на них не согласился.
Трудно, например, понять инвестора, который захочет купить 48,9% акций «Волмета» и внести сверх того 2 млрд рублей. Покупатель контрольного пакета Бобруйского машиностроительного завода по условиям конкурса должен внести в уставной фонд предприятия в течение двух лет 15 млрд рублей. За такую же сумму (правда, до девальвации) упоминавшийся выше ATEC Holdings приобрел огромный участок земли в центре Минска в виде «Мотовело». Причем, и рассрочка у него по выплате этой суммы значительнее. На «Бархиме» и «Речицком текстиле» сроки сохранения профиля предприятия и числа занятых установлены в пределах не менее 5 лет.
Не следует исключать, что до конца 2010 года ситуация с продажей госсобственности может измениться. Например, буквально за несколько месяцев решился вопрос с постепенной передачей (до 2020 года) часового «Луча» швейцарцам из Franck Muller International. Правда, исходя из условий, эта сделка вряд ли будет включена Госкомимуществом в годовой отчет.
«Выстрелить» могут и другие «придворные» проекты, а также конкурсы и аукционы по предприятиям коммунальной формы собственности. Но ситуацию они не меняют – Беларуси до настоящей приватизации еще далеко.