Квартиры в домах некогда престижного района Минска находятся в аварийном состоянии.
«Мой отец строил эти дома. Обидно, что после модернизации, которая заключалась в утеплении фасада термошубой, квартира стала обрастать плесенью. Первый раз это заметили три года назад, вызвали специалистов из ЖЭС № 89. Пришла комиссия, в составе которой была и представитель ЖРЭО Центрального района, все обследовала, пришла к выводу, что плесень не бытовая. А дальше… тишина, — сообщил в редакцию tut.by читатель Павел. — За три года мы устали бороться с коммунальниками. Как быть?»
Большой жилой комплекс по проспекту Победителей, построенный еще в советские времена по проекту Натана Шпигельмана, и сейчас не потерял своего архитектурного колорита. Получить тут жилье было мечтой, но доставалось оно чиновникам, руководителям и министрам.
Отец Павла — Антон Ильич Ермак — строил не только этот жилой комплекс, но и другие значимые объекты Минска, а потому и получил в доме на проспекте Победителей, 53\1 трехкомнатную квартиру.
— А сейчас Павел в эту квартиру зайти не может, — включается в беседу его мама — Юстина Павловна. — У сына аллергическая астма. Да что говорить, такая плесень не только для больного, но и здорового человека опасна. Впрочем, за три года, что мы общаемся с местным ЖЭСом, проблема не решилась.
Хозяева приглашают журналистов в одну из комнат. Там открыто окно, но и это не помогает справиться с духотой. На комоде у стены — портрет отца Павла, который ушел из жизни 12 лет назад. Рядом стоят две свечи, которые Юстина Павловна берет в руки и показывает, как они оплавились. Но и без этого чувствуется, что батареи жарят беспощадно. Правда, это не самое страшное: на стене из-под светлых обоев проступили черные круги плесени.
Чтобы показать, как реально все выглядит, Павел зовет журналистов в соседнюю комнату, где из-за плесени обои просто отвалились от стены.
— Весь ремонт придется переделывать, — говорит Павел. — Три года назад мы обратились по поводу этой плесени в ЖЭС № 89. Но история закончилась тем, что нас попросили подождать, мол, вот-вот будет чемпионат мира по хоккею, город готовится к празднику и фасадные работы проводить нет возможности. Ведь для экспертизы нужно нанять альпиниста, который должен вырезать довольно-таки большой участок обшивки фасада. А это было неэстетично, видимо. Мы подождали, снова пошли к коммунальникам. И вот до сих пор звоним и ходим к ним, но с их стороны никакого решения. Только посоветовали нам проветривать квартиру и заменить пластиковые стеклопакеты деревянными. Проветривания не помогают, а насчет стеклопакетов мы не уверены, что это выход.
Павел также рассказал, что дом после утепления начал чернеть, покрываться плесенью снаружи, а штукатурка — осыпаться. Коммунальники, зная об этом, просто приклеили объявление на входе в подъезд с предупреждением. И все.
Журналисты позвонили руководству ЖЭС № 89, чтобы услышать их мнение по этому поводу. Но директор был постоянно занят, а главный инженер сослалась на то, что эта квартира «прошла мимо» нее и посоветовала обратиться в службу заказчика — ЖРЭО Центрального района.
— По какому-то поручению года три назад я была в этой квартире, — рассказала начальник службы заказчика ЖРЭО Центрального района. — Но какое было принято решение и был ли составлен акт, сейчас уже затрудняюсь ответить. Подтверждающих документов нет. Если и было какое-то решение, то ответственность за него несет ЖЭС № 89.
Специалист также рассказала, что в этой ситуации жильцам нужно еще раз обратиться с письменным заявлением в ЖЭС № 89.