Вступать или не вступать Беларуси во Всемирную торговую организацию? - таким вопросом озадачился Александр Лукашенко на совещании с правительством. Министрам показательно удалось его убедить в том, что вступать в ВТО нужно. А вот мнения экономистов о необходимости этого шага расходятся.
«Вступление в ВТО не должно стать для нас самоцелью. Соблюдение национальных интересов в ходе переговоров - ключевой принцип», - заявил на совещании 29 марта Александр Лукашенко.
Официальный лидер Беларуси так явно пытался придерживаться нейтралитета в вопросе нужности/ненужности ВТО (нужное подчеркнуть), что его выступление показалось не монологом, а диалогом.
С одной стороны президент «за» ВТО
«С одной стороны, совершенно очевидно, что не интегрироваться в мировую торговую систему Беларусь позволить себе не может, так как наша экономика является экспортоориентированной, и от условий на внешнем рынке во многом зависит благосостояние страны», - сказал Лукашенко.
С другой стороны президент «против»
Глава государства поинтересовался, смогут ли белорусские производители работать в условиях ВТО, то есть, без большинства ныне действующих мер нетарифного регулирования и господдержки. Кроме того, ему было интересно, какие шаги при этом нужно предпринять для защиты экономических интересов государства.
Среди минусов Александр Лукашенко указал неожиданно появившуюся заинтересованность партнеров/соперников во вхождении в ВТО Беларуси («я всегда, когда наши соперники подталкивают к каким-то вещам, серьезно задумываюсь, с чего бы это»), снижение значения ВТО («что остается для Всемирной торговой организации в этом мире? Некоторые мои коллеги в узком кругу... говорят, что ВТО фактически себя исчерпала»).
Кроме того, Лукашенко считает, что сегодня Беларусь уже как бы член ВТО, вместе с Россией, но с «определенной степенью свободы, не связанной правилами Всемирной торговой организации».
«Самый главный вопрос: надо ли нам это в нынешних условиях?» - спросил глава государства.
Поворот Беларуси на Запад — реакция на то, что кто-то куда-то "поворачивался"
Официальный лидер Беларуси посетовал на поведение ближайших партнеров - России и Казахстана - которые говорили о намерении вступать в ВТО вместе тремя странами, но в итоге все кроме Беларуси стали членами организации индивидуально.
«Мы очень интенсивно вели переговоры, прежде всего, три государства: Россия, Казахстан и Беларусь. Я очень четко помню те договоренности, которые тогда существовали между нами», - приводит слова Лукашенко его пресс-служба.
По его мнению, с учетом сложившейся ситуации Беларусь вынуждена следовать своим интересам, при этом учитывая договоренности с партнерами.
«Я специально впервые публично говорю о поведении наших союзников и нашего главного союзника, потому что я часто слышу, что вот, мы тут, в Беларуси, повернулись куда-то на Запад, - сказал Лукашенко. - Это тоже, как реакция на то, кто тут куда "поворачивался"».
Министры: нас зовут в ВТО, и нам это нужно
По словам премьер-министра Андрея Кобякова, западные партнеры также выразили готовность перейти к активной фазе переговорного процесса по вступлению Беларуси в ВТО, передает БелТА.
«Уже эти факторы говорят о том, что наш процесс имеет все шансы на успех в относительно короткий промежуток времени, - сказал премьер-министр. - Я бы не стал забегать вперед, но думаю, что это не более чем в среднесрочной перспективе».
Он считает, что нужно переходить к завершающей стадии переговоров, а если возникнут риски, принимать «решение из общего баланса интересов: где-то, может быть, придется уступить, где-то, может быть, придется наоборот на чем-то настоять».
«Мы получаем сегодня сигналы и от Секретариата ВТО из Женевы, и от ведущих стран-членов, от Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, что нас ждут в ВТО, давайте подходить к завершающей стадии переговоров. Значит, в нас нуждаются», - сказал первый заместитель министра иностранных дел Александр Михневич.
По его данным, из более чем 160 стран ВТО 23 заявили о своих интересах к переговорам с Беларусью. «Это и страны Евросоюза, и США, Япония, а также Канада и Австралия», - сказал Александр Михневич.
По его словам, у официального Минска есть условия для вступления, которые постараются отстоять. Михневич не конкретизировал и добавил о том, что Беларусь готова к переговорам и уступкам. Собственно его посыл тот же, что и у премьер-министра: «если где-то не удастся их (условия, БДГ) отстоять и придется в чем-то уступать, то, наверно, мы будем добиваться выиграть в другом, чтобы в целом баланс интересов соблюдался».
Среди однозначных плюсов ВТО замминистра назвал то, что ВТО - это доступ к определенным инструментам защиты собственных интересов.
Отметим, что Министерство иностранных дел считает возможным вступление Беларуси в ВТО в течение двух-трех лет, об этом заявил 22 марта заместитель директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси Валерий Колесник.
Может быть рост экспорта и инвестиций
Со вступлением в ВТО вырастет белорусский экспорт, заявил по итогам совещания с главой страны заместитель министра экономики Антон Кудасов. В качестве примера он привел тот факт, что за 20 лет существования ВТО и взаимодействия Беларуси с этой организацией белорусская экономика выросла в 5 раз, внешняя торговля и экспорт - в 6 раз. Он также обратил внимание, что у Беларуси высокая степень зависимости от результатов внешней торговли.
В то же, Кудасов призвал не надеяться на то, что это произойдет автоматически. По его словам, это станет возможным вследствие того, что белорусские экспортеры будут пользоваться возможностями, которые предоставляет ВТО, а правительство будет пользоваться правовыми механизмами организации для отстаивания торгово-экономических интересов.
Присоединение Беларуси к ВТО положительно скажется и на сфере инвестиций, отметил замминистра, и это также не произойдет автоматически.
«Даже по формальным соображениям мировых финансовых рынков определенные рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов, важных для внешней торговли, даже с точки зрения формальных рейтингов наше вступление должно повысить», - цитирует его БелТА.
По итогам совещания принято решение активизировать переговорный процесс по присоединению Беларуси к ВТО.
Болточко: если Беларусь не хочет быть отшельницей во внешней торговле, то ей нужно в ВТО
«Переговоры с ВТО уже идут настолько неприлично долго, что определить стадию, на которой они находятся сегодня, не представляется возможным (а может даже уже и не интересным)», - прокомментировал БДГ возможную активизацию процесса вступления в ВТО Беларуси эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко.
Он пояснил, что «в свое время Беларусь действительно делала шаги, которые могли ускорить вступление страны в ВТО, но баталии на политическом поле с ЕС не позволяли говорить о положительном исходе, ведь для вступления в ВТО необходимо согласие всех членов организации».
Эксперт видит одну из причин активизации процесса с ВТО именно в отмене санкций. «Кроме того, в рамках ЕАЭС после вступления России и Казахстана, Беларусь остается не у дел. Ведь ей фактически приходится принимать условия «старших братьев»», - пояснил Болточко.
По мнению экономиста, «Беларуси необходимо достаточно много менять, для того, чтобы ее взяли в члены ВТО, и, навряд ли, в ближайшее время это случится». «Ведь для этого необходимо фактически отказаться от субсидирования нашей «священной коровы» - сельского хозяйства. Но как мы видим по последним документам, финансирование этой отрасли только увеличится», - пояснил он.
Однако предпринять шаги в этом направлении необходимо, считает Болточко, «учитывая, что мы не хотим быть отшельниками во внешней торговле».
«За» и «против» ВТО
Против Беларуси в ВТО выступил руководитель Аналитического центра «Стратегия», экономист Леонид Заико. Прежде всего, потому что сегодня ВТО не та, что прежде.
«Возникла ситуация когнитивного диссонанса. Сейчас ВТО работает, она стало всеобъемлющем. Но санкции против России приняли, приняли, ограничили доступ товара - ограничили. Россияне ввели эмбарго, ввели. Всё идет по другим правилам», - пояснил он.
Сейчас, по словам экономиста, «создаются две мощные экономические группировки»: одна - Евросоюз и США на Западе, вторая - американцы и их тихоокеанские союзники. «Вот эти две группировки будут писать все правила», - считает Заико, добавив, что «старые институты - хороши для старых политиков».
ВТО, по его мнению, это «синекура для чиновников, а Беларуси это не нужно».
«Мы открываем нашу экономику, внутреннее пространство: предприятия - субсидируемые, колхозники - субсидируемые, Александр Рыгорыч - тоже субсидируемый, Россия его субсидирует», - подчеркнул эксперт.
Он считает, что со вступлением в ВТО можно будет ставить крест как минимум на лёгкой и деревообрабатывающей промышленности.
«Но Александр Григорьевич уже принял решение о вступлении в ВТО. Потому что открылось окно возможностей. Он Западу показывает, что он идет на это. Он игрок», - подчеркнул Леонид Заико.
Беларусь пытается вступить в ВТО с 1993 года, напомнил руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса, экономист Ярослав Романчук. По его словам, наша страна - одна из немногих оставшихся вне этой структуры.
«Претензии к ВТО - неэффективная, дырявая и т. д. Но ВТО создана как ООН для мира во всем мире», - отметил Романчук.
Мы - малооткрытая экономика. Такая экономика должна интегрировать в международную систему разделения труда, считает он.
«Преимущества от вступления, например, диверсификация экономики за счет ЕС. Без получения статуса страны с рыночной экономикой снятие ограничений на белорусские товары на европейском рынке - невозможно. Если ВТО - это формально, и мы можем и так защищаться и вводить определенные режимы защиты нашего внутреннего рынка и производителей, то почему бы этого не сделать?» - спросил Романчук.
Белорусские власти в очередной раз определили направление движения «на ВТО». Однако путь не обещает быть лёгким и быстрым.