После заявлений Александра Лукашенко о нежелательности реформ и правильности ранее выбранного курса развития, внятных пояснений по поводу того, каким образом наша страна намерена преодолеть кризис и в дальнейшем поступательно развиваться, от госчиновников не прозвучало. А будет ли вообще куда-то двигаться Беларусь? Своим мнением по данному поводу Thinktanks.by попросил поделиться аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александра Автушко-Сикорского.
- Исходя из действий, предпринимаемых белорусским правительством, стоит ли ждать, что в ближайшее время будет найден выход из тупика, из экономического болота, в котором страна находится?
- Если смотреть на то, как себя ведет белорусское правительство, власть, то у меня ощущение, что они пошли по схеме, по которой действовала Россия после мирового финансового кризиса. В России надеялись переждать, надеялись, что вернется внешняя конъюнктура, надеялись, что из ситуации можно выйти с минимальными изменениями, безболезненно. В Беларуси пытаются действовать аналогично. И для нашей страны сейчас самый главный враг – это время. Чем больше руководство страны не будет реагировать на проблемы и чем дольше не станет проводить реформы, тем будет хуже. И, судя по всему, в Беларуси выбран именно этот путь. Потому что последние протекционистские меры, связанные с указом № 222 и ограничениями на почтовые пересылки, ведут к автаркической модели экономики. То есть чиновники помнят, что когда-то внутреннее потребление в Беларуси было драйвером роста. Судя по всему, они снова пытаются запустить данный драйвер, забывая, что у людей упали доходы. Чиновники пытаются все делать, как делали раньше. О том, чтобы реально диверсифицировать экономику и внедрять реформы речь сейчас не идет. Например, в ЖКХ попытались увеличить тарифы исходя из того, что требовало МВФ, а сейчас вновь происходит откат. То есть правильно, что ситуация ассоциируется с болотом. Мне кажется, что к концу года все так и останется.
- Вы полагаете, что ситуация в текущем году в белорусской экономике не изменится?
- России нам давать деньги особенно неоткуда. Прибыльность того, что приносило основные деньги в белорусский бюджет - поставок нефти и калийных удобрений – заметно упала. То есть деньги брать негде. И придется либо соглашаться на реформы для того, чтобы получить кредит МВФ, либо скатываться в «ловушку развития». А это вновь означает стагнацию.
- А «потепление» на европейском направлении, оно дает какие-либо экономические бонусы Беларуси?
- Я считаю, что экономические бонусы от потепления отношений с Евросоюзом – это достаточно мифическая вещь. Потому что Евросоюз сам кредитов не дает. На этом направлении может произойти общее ускорение правил стандартизации продуктов, которое будет способствовать тому, чтобы белорусская продукция быстрее выходила на европейский рынок. И возможность возвращения Беларуси в Обобщенную систему преференций ЕС – из этой же сферы. Чем больше позитивно увеличивается сальдо торгового баланса, тем лучше для нас. И это связано со склонностью западных финансовых институтов и наднациональных организаций с нами разговаривать. Но ждать, что потепление отношений с Европой так сразу даст какой-то экономический взрыв, само по себе станет драйвером экономического роста – не стоит.
- То есть в ближайшей перспективе за деньгами все же придется обращаться в Россию?
- Думаю, да. Это не значит, что не стоит заниматься нормализацией отношений с Западом. С точки зрения развития долгосрочных отношений это надо делать обязательно. Как пример: российский рынок «сжался» и мы увидели, что в результате происходит с белорусской экономикой. Нужно диверсифицировать экономику. Об этом говорится очень много лет. Но в нынешней ситуации в поиске денег все равно придется идти в Россию. Либо пытаться получить кредит МВФ на очень жестких условиях. Больше Беларуси брать деньги негде.