Напротив, мартовский опрос зафиксировал пусть и незначительный, но сдвиг экономических приоритетов в ее пользу.
Об этом говорится в развернутой публикации данных национального опроса жителей Беларуси, проведенного в марте 2016 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), зарегистрированном в Вильнюсе.
Как отмечают эксперты НИСЭПИ, рост веры в эффективность государственной собственности в условиях разворачивающегося кризиса и порождает "комфорт контакта". За ростом этой веры стоит инстинктивное стремление прижаться к "груди государства" и тем повысить свой уровень безопасности.
Естественно, что лишенные личностных ресурсов сторонники белорусского президента считают государственную собственность более эффективной, чем их политические оппоненты – 64,2% vs. 21,6%. Двумя года ранее соотношение экономических приоритетов было близким – 61,2% vs. 16,7%. Таким образом, кризис повысил веру в эффективность государственной собственности как среди сторонников, так и среди противников Александра Лукашенко.
Рационально оценить эффективность различных форм собственности общественному мнению сложно. По данному вопросу нет консенсуса и среди белорусских экономистов. Поэтому респонденты при ответах на подобные вопросы, как правило, опираются на свои идеологические предпочтения. Но вопрос выбора предприятия, на котором респондент хотел бы работать, максимально приземлен, и в первую очередь для тех, кто работает или ищет работу.
По мере взросления респондентов их предпочтения в пользу государственной собственности последовательно возрастают: 18-29 лет – 26,1%, 30-49 лет – 29,5% и 40-49 лет – 36,1%. При переходе к следующей возрастной группе плавный рост сменяется скачком: 50-59 лет – 52,3%. Далее снова плавный подъем: 60 лет и старше – 59,8%.
В исследовании отмечается, что естественное желание минимизировать риски в условиях экономического кризиса не привело к изменениям при ответах на вопрос: "Должно ли государство установить ограничения ("потолок") на величину личного дохода граждан?" В марте 2016 года за установление "потолка" высказалось 21,2%, в марте 2014 года – 21,6%, что практически полностью совпадает с ответами марта 1993 года – 22,5%.
Эксперты НИСЭПИ отмечают, что Александр Лукашенко неоднократно заявлял о переходном характере белорусской экономики, при этом ни разу не пояснил, откуда и куда осуществляется переход. Однако динамика ответов на вопрос: "Вы бы пожелали своим детям заняться частным бизнесом, связать свою жизнь с предпринимательством?", по мнению представителей НИСЭПИ, позволяет из возможных направлений трансформации белорусской модели исключить движение в сторону рыночной экономики.
За два неполных года доля утвердительных ответов сократилась на 7,2 пункта. Не исключено, что свою роль сыграл конфликт между индивидуальными предпринимателями и властью, активная фаза которого пришлась на первый квартал 2016 года.
Социологи также отмечают, что успехи белорусской экономики сторонники Александра Лукашенко отмечают в 7 раз чаще его противников – 50,8% vs. 7,3%.
Как отмечают эксперты НИСЭПИ, экономические предпочтения белорусов под влиянием экономического кризиса изменились незначительно.
"Что касается восприятия "успехов белорусской модели", то сдвиг в сторону негативных оценок в первом квартале 2016 г. можно рассматривать в качестве начала нового тренда. Следует отметить, что внешние и внутренние факторы, способные его прервать, на сегодняшний день не просматриваются", - говорится в исследовании.