Знаете, а я согласна с Лукашенко.
Он прав, когда говорит о «палаточных выборах», что «нет нужды играть в какую-то непонятную демократию». Тот случай, когда все правильно.
Зачем «играть в непонятную демократию», зачем в кризис тратить огромное количество бюджетных денег для того, чтобы в очередной раз провести бездарное шоу под названием «палаточные выборы»? У этого шоу лишь две задачи. Первая - выставить идиотами тех немногих легкомысленных оппозиционеров, которые каждые четыре года зачем-то рассказывают, что участвовать в этом необходимо, чтобы ходить по квартирам и разъяснять избирателям правду о кровавом режиме, а потом своим участием доказывать, что в Беларуси нет свободных выборов. Вторая – показать по телевизору, что у Ермошиной по-прежнему не прибавилось вкуса и, несмотря на персональный прорыв в Европу, она все равно предпочитает стиль «оденусь в коричневое, прикинусь г..ном и испорчу всем праздник». Все. Больше задач нет. И на эту фигню стоит тратить двести миллиардов рублей, когда в казне пусто?
Так что я согласна с Александром Лукашенко. Имеет смысл тратить деньги на настоящие выборы в настоящий парламент. Но если обе «палатки» в действительности выполняют функцию канцелярии, задача которой – регистрировать забубенные фантазии Лукашенко и присваивать им входящие-исходящие номера, - зачем устраивать спектакль? Нет такой конторы, в которой бы теток для канцелярии избирали, тратя на это конторские деньги. Их просто берут на работу, и они регистрируют бумаги. Больше никаких функций у канцелярии нет.
Но канцелярия, которая называется «парламентом», - это наше евразийское ноу-хау. Причем не простая канцелярия, туда с улицы не попадешь. И не из-за наплыва желающих, а из-за чрезвычайно строгих требований к соискателям. Необходимыми условиями работы там являются глупость, беспринципность, трусость и круглосуточная готовность выглядеть полными придурками. Согласитесь, не так уж много кандидатов обладают в полной мере всеми этими достоинствами. Особенно – последним из перечисленных. А без этого последнего на наших евразийских просторах ловить нечего.
В Европе все по-другому – как-то неправильно и уныло. Депутаты избираются, голоса подсчитываются, а потому, прежде чем сморозить глупость, всякий член парламента всерьез задумается, а надо ли эту глупость произносить вслух, ведь избиратели могут выбрать и другого, умного. Парламенты пытаются придумать, как улучшить жизнь в стране, как помочь слабым, как минимизировать проблемы государства с помощью законов. Депутаты противостоят президентам, «заворачивают» законопроекты, призывают президентов и премьеров к ответу, потому парламенты и называются законодательной властью. Если вместо парламента получается канцелярия, это порождает тоталитаризм, коррупцию и мафиозную модель государства, которое в цивилизованном мире на порог не пустят.
«Парламент Эстонии утвердил поправки к Антикоррупционному закону, которые сделают доходы чиновников открытыми для общественности».
«Парламент Чехии одобрил повышение налоговых льгот».
«Британский парламент рассмотрит петицию о запрете Дональду Трампу въезжать на территорию Соединенного Королевства из-за расистских высказываний. По британским законам, парламент обязан рассмотреть любую петицию, собравшую как минимум 100 тысяч подписей».
«Сейм Польши одобрил программу 75+. Теперь пожилые поляки будут получать лекарства бесплатно».
Как-то не слишком интересно читать их парламентские новости, правда? Они слишком предсказуемы. Они такие, какими и должны быть. У тамошних депутатов никаких шансов войти в историю нет. То ли дело на наших бескрайних евразийских просторах, в наших личных канцеляриях диктаторов, которые хоть и называются по-разному – и Думой, и «палаткой», и меджлисом, - все равно выполняют одни и те же функции. И Беларусь со своими аж двумя «палатками» - полноправный член именно этого сообщества, сестра-близнец евразийских братьев, упрямо делающая все, чтобы ни в чем от них не отставать.
В приличном обществе такой сестренке делать нечего. Зато в нижнетагильской подворотне или таджикской пустыне – в самый раз.
«В Таджикистане верхняя палата парламента единогласно утвердила закон «Об основоположнике мира и согласия - Лидере нации». Он закрепляет пожизненное президентство Эмомали Рахмона, его привилегии и льготы и определяет порядок проявления уважения к лидеру нации».
«Госдума России отказалась почтить память Бориса Немцова минутой молчания».
«Милли Меджлис Азербайджана дал пожизненный дипломатический статус президенту и супруге президента страны. После ухода с должности он также наделяется пожизненным иммунитетом и не может привлекаться к уголовной и административной ответственности».
«Мажилис Казахстана наделил президента Нурсултана Назарбаева статусом елбасы (лидера нации»)».
Сравнили? Здорово, правда? Ну ладно тот витязь на распутье, который не мог выбрать между «направо пойдешь – коня потеряешь, себя спасешь» и «налево пойдешь – себя потеряешь, коня спасешь». Но в нашем случае все настолько понятно, казалось бы, что и надписи читать бессмысленно. Просто идти туда, где прозрачно все, от выборов до чиновничьих доходов. Так нет же - премся упрямо туда, где вообще ничего нет: ни коня, ни жизни. И нам зачем-то говорят, что нужно быстро сделать шоу «палаточные выборы», чтобы как в Европе, а потом снова без коня и жизни. Удивляет лишь то, что некоторые желающие жить в демократической стране упорно соглашаются в этом участвовать.
Елбасы им не хватает.
Ирина Халип, специально для charter97.org