31 марта договор аренды для знаменитого магазина кондитерских изделий истек и не был продлен.
Пустые витрины, остатки конфет и пирожных, несколько одиноких тортов - это все, что осталось 31 марта от «Лакомки», какой ее запомнили минчане. Кроме минималистичных картин есть еще расстроенные покупатели и печальные продавцы, не понимающие, что делать дальше.
Как прошел последний день «Лакомки», где окажутся сотрудники и почему горожане не хотят расставаться с магазином — в репортаже tut.by.
Минчане, которые еще не знают о закрытии «Лакомки», бодро заходят в магазин, теряются и останавливаются перед пустыми витринами. Торговая точка, проработавшая более 60 лет, за это время стала важной для жителей столицы. Но 31 марта договор аренды для «Лакомки» истек и не был продлен.
— А чего так пусто? — оглядываются покупатели.
— Закрывают, — отвечают те, кто в курсе событий.
На лицах спрашивающих — недоумение. Никакие слова о кризисе не убеждают их в необходимости таких мер. В последние годы магазин действительно стал убыточным. Мажоритарный акционер «Лакомки» Юрий Морозов говорит, что хотел сделать на месте магазина кафе, но Мингорисполком по непонятным для него причинам отказался продлевать договор аренды.
В мэрии же утверждают, что узнали об идее Морозова открыть здесь Burger King, появление которого неприемлемо на месте «Лакомки» да и вообще противоречит философии развития центрального проспекта. Потом, по словам чиновников, бизнесмен затянул с предоставлением новой концепции реконструкции, поэтому объект решили отдать «Коммунарке», по возможности сохранив прежний ассортимент.
«Это ужас! Я просто возмущена! Наверное, кто-то заплатил большие деньги, чтобы убрать «Лакомку». А ведь это визитная карточка города! Я с детства помню этот магазин, и он считался самым лучшим. Когда вижу его, даже сердце щемит. И тут его закрывают! Это очень обидно. Даже если это предприятие убыточное, можно было бы его как-то поддержать, чтобы сохранить традиции», - негодует покупательница Наталья.
«Нужно было бы что-то изменить. Сделать какое-нибудь кафе, чтобы тут же и купить, и съесть. Если бы было желание сохранить, придумали бы что-нибудь. Главное — не открывать очередной фастфуд, чтобы травить молодёжь», - вступает в разговор проходящая мимо покупательница.
Зампред Мингорисполкома Андрей Доморацкий рассказывал журналистам, что нынешний коллектив в обновленном заведении сохранится и к каждому работнику будет индивидуальный подход при трудоустройстве. Замечаем двух женщин в традиционной розовой форме «Лакомки» и спрашиваем, что будет с ними после закрытия.
— Не знаем. Зачем нам быть в курсе событий? — с сарказмом и грустью отвечают продавцы.
— А где и кем будете работать?
— Никем. Пенсионеров увольняют, молодые девочки берут отпуск за свой счет. О том, что здесь будет, нам никто не рассказывал.
Многие покупатели в растерянности ходят по «Лакомке» туда-сюда, с трудом выбирая, что взять. Некоторые не находят свои любимые сладости и направляются к выходу с пустыми руками — ассортимента уже почти не осталось.
Встречаем пару студентов Владислава и Анастасию, купивших зефир в шоколаде. Парень говорит, что он хоть и молод, но с «Лакомкой» связаны дорогие воспоминания.
«Ходим сюда регулярно. Прекрасное место. Я с помощью «Лакомки» пережил расставание с девушкой. Здесь продают много вкусных конфет, бананы в шоколаде и «желатинки». Говорят, что через пару месяцев здесь откроется что-то новое. Пусть все что угодно делают, логотип свой суют, только не меняют атмосферу», - говорит парень.
Возле стойки молчаливо пьет чай с конфетами пенсионер Евгений. Говорит, что заходит сюда время от времени и небезразличен к судьбе магазина.
«Не нужно вдаваться в лирику, нужно думать, чтобы экономике прибыль была. Если здесь будет «Коммунарка» — это несправедливо. Будет однообразный ассортимент, а был широкий. Сейчас заведение частное, а «Коммунарка» — государственная. Все понятно», - говорит покупатель.
Тут же у стойки пьют чай две подружки Диана и Таня. Девушки расстроены закрытием магазина. Говорят, для них это особенное место со своей атмосферой и уникальными сладостями.
«Мы сильно огорчены. «Лакомку» нужно открыть заново, потому что это наше все. Тут все очень вкусное, свежее, недорогое. А «Коммунарок» и так много в городе», - говорит Диана.
«Ходим сюда почти каждый день за любимыми печеньками и бутербродами. Здесь много сладостей, которых больше нигде нет. К тому же у нас тут знакомая работает. Говорит, что все расстроены. Людей оставили без работы. А в «Коммунарке» очень маленькие зарплаты», - добавляет Таня.
Продавцы о закрытии магазина и своей дальнейшей судьбе рассказывают с неохотой. Вернее, не хотят рассказывать совсем.
«Никто здесь ничего не знает, никому ничего не сказали. Без понятия»,— убегает от разговора работница «Лакомки».
Другой продавец отличается от остальных горящими открытыми глазами и улыбкой на лице. Она соглашается поговорить, но просит только не называть ее имя.
«Ничего нового я вам не скажу. Есть информация, что магазин отдают «Коммунарке». Конечно, это спорные вопросы, но что есть, то есть — с завтрашнего дня закрываемся. Место очень дорогое, и работа любимая, поэтому, конечно, грустим. Никаких рабочих мест нам не предлагали. И пока их не предложили, говорить, что мы трудоустроены, неправильно», - говорит продавец.
Продавец говорит, что и заявлений Морозова об убыточности магазина на деле она не ощутила.
«Не могу вам сказать. Работали, как всегда, и покупателей было достаточно», - добавляет она.
Женщине не нужно думать, выходить первого апреля на работу или нет. Она написала заявление об увольнении по собственному желанию. И уже получила предложение новой работы.
«Я сама решила уйти и найти что-то более стабильное. Мне хотелось бы начать новую страничку в своей жизни», - говорит продавец.