Образовательная политика Беларуси в последние годы состоит в том, чтобы уменьшить бюджетные расходы.
Результаты централизованного тестирования показывают, что в последние годы уровень среднего образования катастрофически падает. Недостатки государственной системы за деньги родителей компенсируют репетиторы. Скоро эти услуги могут возрасти в цене или оказаться в еще более глубоком подполье. Вместо того, чтобы повышать качество знаний в школах, чиновники задумались над тем, как еще заработать на репетиторах, сообщает «Завтра твоей страны».
Эксперты отмечают: образовательная политика Беларуси в последние годы состоит в том, чтобы уменьшить бюджетные расходы, даже если это достигается ценой снижения качества и доступности образования.
По закону, на образование в Беларуси должно идти 10% ВВП. Однако бывший проректор Европейского государственного университета Владимир Дунаев утверждает, что на самом деле, с начала 2000-х годов государство все время сокращает свое финансовое участие в этой сфере.
«По официальным данным, по прогнозу ВВП на 2010 год я подсчитал, что на образование будет выделено всего 4,4% ВВП. В высшем образовании уже 64% студентов учатся за свой счет, -- приводит цифры Владимир Дунаев. -- Государство изобрело скрытые формы финансирования за счет родителей и бесплатного среднего образования – это поборы в школах на ремонт и техническое оснащение».
При тестировании средний балл в три раза ниже, чем в школе
Насколько низок уровень знаний современных абитуриентов, красноречиво свидетельствуют результаты централизованного тестирования. Как отметил недавно в интервью «Комсомольской правде в Беларуси» директор института контроля знаний Николай Феськов, даже в простейших задачах по математике в прошлом году было 7-9% неправильных ответов. Некоторые абитуриенты, по его словам, не могут определить биссектрису в параллелограмме, думают, что ямщик – это тот, кто копает ямы, а в слове «фальшь» из года в год около 40 процентов делают ошибки.
В школе средний балл по математике и физике около 6, а на ЦТ (если мерить по десятибалльной системе) в три раза ниже. В 2009 году, как и уже несколько лет подряд, 20 баллов и ниже из возможных 100 набрали 70,3% абитуриентов, которые сдавали физику, и 58,1% — математику.
Признать низкое качество школьного образования был вынужден даже министр образования Александр Радьков:
«В последние годы результаты испытания показывают снижение уровня общей языковой культуры, читательской компетенции абитуриентов, -- посетовал он на коллегии, посвященной итогам реформирования средней школы. -- В естественно-математических дисциплинах отмечается достаточный уровень теоретических знаний, но умений применить знания на практике — недостаточно».
В кулуарных беседах педагоги «списывают» минусы школьного образования на сложности, которые возникли в связи с переходом с 12-летнего на 11-летнее обучение: необходимость прохождения учениками за один год двухлетней программы, скоропалительная переверстка учебной программы, сокращение часов на прохождение материала, недостаток учебников, ликвидация лицейских и профильных классов.
Раньше, когда для получения сертификата ЦТ его участник должен был набрать не менее определенного количества баллов, которое устанавливалось с учетом подготовки абитуриентов отдельно для каждого года, нижний предел не могли преодолеть около 5—10% участников централизованного тестирования.
В прошлом году это ограничение сняли -- для того, чтобы иметь шанс участвовать в конкурсе для поступления в вуз, достаточно было набрать при прохождении централизованного тестирования 1 балл.
«Каждый год очевидна демонстрация снижения качества среднего образования», -- резюмирует Владимир Дунаев.
Чем хуже образование, тем больше денег у репетиторов
Еще 15 лет назад репетиторов нанимали в редких случаях. Сейчас среднее образование, полученное в белорусской школе, зачастую не позволяет стать студентом престижного вуза без репетитора.
С введением ЦТ, количество детей, прибегающих к их услугам, значительно увеличилось. Ведь в школе почти не готовят к тестированию.
«Школьные программы построены без учета оценки полученных знаний путем тестирования – вот репетиторство эту нишу и занимает. Эта система хороша, чтобы обучить приемам сдачи теста, но для повышения знаний она не годится», -- выказывает свою точку зрения первый проректор Международного государственного экологического университета им. А.Д. Сахарова Владимир Красовский.
Тем не менее, с каждым годом работы у репетиторов становится все больше. К ним все чаще обращаются ученики средних и даже начальных классов.
Методолог Светлана Мацкевич полагает, что институт репетиторства, как минимум, предоставляет возможность выбора формы для повышения образовательного уровня ученика и вносит существенный вклад в доведение стыковки между разными уровнями образования.
«Государство выигрывает от того, что репетиторы компенсируют недостатки и закрывают дефицит, который существует в формальном образовании. Они фактически доводят среднее образование до того состояния, которое требуется на следующей – вузовской -- ступени и которым государство может гордиться», -- уверена эксперт.
«Снижая качество, государство фактически перекладывает расходы на среднее образование на плечи родителей!» – отмечает новый тренд бывший проректор ЕГУ Владимир Дунаев.
В какую копеечку выливается корректировка бесплатного образования родителям, никто в Беларуси не подсчитывал. Расценки таковы: одно занятие с репетитором (2-3 часа) подготовки к ЦТ по математике — от 10 до 15 долларов, по иностранным языкам -- 10-20 долларов. У преподавателей вузов, имеющих ученые степени, стоимость доходит до 30 долларов. Случается, просят и больше. При занятиях два раза в неделю минимальные расходы на репетиторов по предметам, которые придется сдавать на ЦТ, составляют за 9 учебных месяцев 2160 долларов.
Сегодня 90-95% выпускников белорусских школ собираются поступать в вуз. Исходя из этого, можно предположить, какие крупные суммы крутятся в теневом сегменте образовательного рынка.
Государство волнует собственная экономическая выгода
Неудивительно, что государство задумалось о том, как не упустить свою долю в виде налога с такой востребованной образовательной услуги.
Недавно в ряду инициатив по отмене заочного образования, призыву в армию студентов, обучающихся на платной основе, депутаты Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу «палаты представителей» предложили вывести репетиторство из тени.
С точки зрения государственного управления и пополнения бюджета легализация репетиторства -- правильное решение, считает Светлана Мацкевич.
«Но когда государство вводит такие контрольные механизмы, оно вряд ли руководствуется желанием создать благоприятные условия для развития частного сектора в образовании и альтернативы для граждан. Его волнует лишь собственная экономическая выгода», -- говорит методолог.
Эксперт рассматривает репетиторство как своеобразный вызов формальной системе образования на предмет качества. Если отвечать на него конструктивно, придется менять механизмы, технологии, содержание государственного образования. Но в Беларуси избирается иной путь, констатирует Светлана Мацкевич:
«Никто не собирается улучшать систему формального образования. Ликвидация же репетиторства, которое давно стало явлением массовым, может вызвать бурную реакцию и со стороны гражданского общества, и у рядовых граждан. Вот почему избирается промежуточная мера – контроль. При этом качество образования не повысится, а для репетиторов будут созданы более сложные формы реализации своей деятельности».
Эксперт отмечает, что частный сектор образовательных услуг довольно узок и в силу неблагоприятных условий не развивается в той мере, чтобы составить достойную конкуренцию государственной системе. Вместо соперничества, которое неизбежно повысило бы качество образования, частный сектор вынужден довольствоваться тем, что компенсирует дефицит, существующий в государственной системе.