Белорусский диктатор продолжает «сражение за Бишкек», в котором никто, кроме него, участия не принимает.
Вчера на встрече в Минске с губернатором Курганской области Олегом Богомоловым Александр Лукашенко сказал, что на неформальном саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ под Москвой 8 мая «все главы государств подписали документ, в котором заявили», что недавняя смена власти в Кыргызстане была «государственным переворотом». Белорусский правитель подчеркнул, что сам он говорил об этом уже в «первый день» после киргизских событий. Лукашенко добавил, что заявление по итогам саммита ОДКБ «записано русским языком, и все подписали, что это был неконституционный переворот», пишет газета «Время новостей».
Однако в том тексте, который публикует кремлевская пресс-служба, нет упоминаний ни о «государственном перевороте», ни о «конституционном перевороте». Там говорится лишь о «событиях апреля с.г. в Кыргызской Республике, приведших к неконституционной смене власти». Видимо, правитель Беларуси цитирует какой-то другой вариант заявления ОДКБ.
Впрочем, белорусского диктатора можно понять. Все, что происходит в странах с авторитарными режимами, он каким-то загадочным образом проецирует на ситуацию в собственной стране. Поэтому для него нет существенной разницы между «сменой власти» и «переворотом» -- в любом случае авторитарный правитель теряет власть, что неприятно...
«Что касается моей позиции по Бакиеву, -- продолжал делиться с курганским губернатором своими гуманитарными соображениями Александр Лукашенко, -- то все без исключения признали, что это поступок со стороны белорусского президента, что президент поступил правильно». Правитель грозно предупредил: «И не надо никаких инсинуаций. А если кто-то готов заявить иное, то тогда я опубликую стенограмму».
Что вынудило Александра Григорьевича столь яростно угрожать гласностью и рассекретить разговоры в узком кругу лидеров ОДКБ и кого он просит обойтись без «инсинуаций», неизвестно. Скорее всего это риторическая уловка, призванная придать убедительность его правозащитной деятельности по отношению к свергнутому киргизскому президенту. Ведь без общего согласия всех президентов стран -- членов ОДКБ белорусский правитель не вправе публиковать стенограмму.
Да и что там такого сенсационного можно будет узнать... Разве что о заявлении, подписанном экс-президентом Кыргызстана, которое привез на саммит Александр Лукашенко. В нем, как стало известно «Времени новостей» из осведомленных источников, получивший политическое убежище в Беларуси Курманбек Бакиев ставит вопрос о вводе в Кыргызстан воинского контингента ОДКБ для нормализации ситуации в стране. Очевидно, что в ходе жесткой дискуссии это предложение было отвергнуто. Вместо него было принято заявление, на которое ссылается белорусский правитель. Ключевым положением документа является утверждение, что страны -- члены ОДКБ рассматривают события в Кыргызстане как «внутреннее дело» этой страны.
Вчера глава временного правительства Кыргызстана Роза Отунбаева, выступая в южной столице республики Оше, заявила, что ее правительство будет настаивать на экстрадиции Курманбека Бакиева. По ее словам, уже подготовлены соответствующие документы. «Глава Беларуси Александр Лукашенко взял под свою опеку Курманбека Бакиева. Хочу сказать, что подобные действия усугубляют политическую ситуацию в самой Беларуси, где в настоящее время активно просыпается оппозиция, она жестко выступает против политики Лукашенко, -- цитирует информагентство «24.kg» Отунбаеву. -- Я думаю, что он сам виноват в сложившейся ситуации». Столь жесткий отпор со стороны Бишкека белорусскому правителю был бы невозможен, если бы в Москве на саммите ОДКБ дело обстояло так, как описывает Лукашенко.