«Основная проблема банковской системы – ухудшение качества активов. Сегодня порядка 11% активов (кредитов и других требований) являются проблемными. В денежном выражении объем проблемных активов составляет 46 трлн. рублей. И это вызывает сомнения в устойчивости банковской системы. При дальнейшем росте доли проблемных кредитов банкам может оказаться сложно выполнять свои обязательства», -- сказал в интервью Thinktanks.by эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC Дмитрий Крук.
Детальной информации о стру туре проблемной задолженности банки не предоставляют. Эксперт предположил, что ее бОльшую часть составляют долги предприятий. И дело не только в госсекторе, который получал значительные объемы директивного кредитования. Спад наблюдается во всей экономике, падает и выручка предприятий. Многие из них не в состоянии исполнять свои обязательства. Особенно если учесть, что многие из них из-за более низких процентных ставок брали кредиты в валюте, не имея валютной выручки. В результате девальвации они столкнулись с проблемами выплаты кредитов.
На населении ухудшение ситуации в экономике начало отражаться с некоторым запозданием, и преимущественно лишь во второй половине 2015 года пришло понимание того, что снижение доходов носит устойчивый характер. Кроме того, в Беларуси физические лица обладают достаточно высокой финансовой дисциплиной и при этом обремененность кредитами сравнительно невысока. Поэтому можно предположить, что их проблемная задолженность не так высока, как у юрлиц.
Дмитрий Крук напомнил, что с середины прошлого года государство стало выкупатьу банков долги госпредприятий за гособлигации, тем самым ослабляя бурный рост проблемных кредитов «Оно приобрело обязательства на общую сумму в 1.5 млрд. долларов. Если бы это не было сделано, то на сегодняшний день доля проблемных активов составляла бы не 11%, а около 17%. Однако выкуп проблемной задолженности государством не решает проблему, а лишь откладывает ее, и при этом формирует почву для снижения доверия к государству как заемщику. Потому что нет уверенности в том, что предприятия, имеющие проблемы с выплатой задолженности, смогут рассчитаться с государством», -- отметил эксперт.
Еще одна болевая точка для банков - снижение объемов депозитов (в валюте номинала). Оно происходит с момента появления новых правил работы с отзывными и безотзывнымивкладами и введения налога на депозиты. «Сокращение объемов депозитов приводит к ухудшению ликвидности банков. Уже сегодня это один из факторов сдержанной кредитной активности банков», -- рассказал Дмитрий Крук.
Дополнительным фактором напряженности является несоответствие валютных позиций в активах и пассивах. Это проблема актуальна не для всех банков, а преимущественно для государственных: в их портфелях валютных депозитов сегодня больше, чем валютных кредитов. Поэтому обесценение обменного курса может приводить к дополнительным потерям для этих банков. .
«Ситуация складывается так, что все обозначенные проблемы могут нарастать. И полагаю, что существует риск, что они приведут к проблемам с выполнением обязательств перед вкладчиками. «Разрядить» ситуацию могла бы рекапитализация, но посредством пополнения капитала ликвидными средствами, в отношении которых не возникает сомнений в способности поглощать убытки.. Но есть серьезные сомнения в том, что это возможно. Для рекапитализации госбанков в бюджете нет «живых»денег, а популярная ранее схема, подразумевающая пополнение капитала за счет гособлигаций, на сегодня вряд ли повысит доверие банкам. Для частных банков существенная рекапитализация – вследствие ограниченности собственников в ликвидных средствах (например, российских банков) и снижения привлекательности белорусского банковского рынка - также вряд реалистична», -- говорит Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, проблемы банков являются системным отражением ситуации в белорусской экономике. «Ситуация в банковской сфере не может улучшиться в отрыве от того, что происходит в реальной экономике. И пока я могу прогнозировать лишь ее дальнейшее ухудшение, которое как минимум выразится в снижении прибыльности банков. Для того, чтобы остановить этот процесс, необходимы изменения в реальном секторе, причем не любые реформы, а реформы, приводящие к росту показателей его эффективности», -- считает Дмитрий Крук.