Почему белорусского правителя нет в документах «панамского архива»?
3 апреля 2016 года десятки СМИ по всему миру начали публикацию материалов на основе «Панамского архива» — подборки документов об офшорных схемах малоизвестной фирмы из Панамы Mossack Fonseca. Это беспрецедентная утечка данных об офшорах: в связях с Mossack Fonseca замечены более 100 политиков и известных людей — от друзей президента России Владимира Путина до футболиста Лионеля Месси.
В документах, тем не менее, нет информация о том, завязана ли белорусская «верхушка» в отмывании денег. Означает ли это, что у Лукашенко и у его семьи нет «левых» счетов? Этот вопрос сайт charter97.org задал лидеру Объединенной гражданской партии Анатолию Лебедько.
- Во-первых, не стоит думать, что это последний и самый полный в мире отчет о финансовых махинациях крупных политиков. Данные об офшорах Mossack Fonseca - это информация лишь от одной фирмы, а подобных компаний очень много. Полагаю, в будущем нам предстоит узнать еще много интересного.
Во-вторых, есть и другие способы сбережения незаконных накоплений. Есть такие страны, как Куба или Венесуэла - по некоторым данным именно там члены большой белорусской семьи могут хранить деньги.
То, что белорусская «верхушка» живет не на зарплату, совершенно очевидно. При отсутствии парламентского и гражданского контроля за их деятельностью, при аккумулировании в их руках всего бюджета, при концентрации всей собственности в руках небольшой группы людей, понятно, что с этого всего отпиливаются внушительные куски. Их можно хранить в сейфе, можно - в чулке, можно поместить в страны с плохой репутацией, а также их можно хранить в офшоре. Где-то в этих местах и припрятаны деньги, которые прибрал к рукам Лукашенко.
- Вчера мы увидели неоднозначную реакцию в разных странах на «панамское досье». В Исландии хотят требовать отставки премьера, в Великобритании тщательно изучают факты, изложенные в отчете, а в России эти данные называют крайним проявлением «путинофобии». Как вы считаете, а как бы в Беларуси отреагировали на подобную информацию?
- Cам Лукашенко скажет, мол, можете забирать эти деньги, - мы уже несколько раз это слышали. Что касается белорусского общества, то у нас, скорее всего, не будет так, как во многих европейских странах, где люди требуют отставки правительства, а о данных из отчета громогласно сообщает пресса, как правая, так и левая. У нас бы это нашло отражение в независимых СМИ, но, как и в России, об этом мы бы и слова не услышали в государственных масс-медиа.
Но общество без сомнения поверило бы в данные о левых деньгах Лукашенко. Оно уже сейчас прекрасно понимает, что деньги воруют и прячут. Люди уже не смотрят с широко открытыми глазами в рот Лукашенко, который, как проповедник, что-то вещает с Олимпа. Времена доверия к правителю давно прошли. И если НИСЭПИ сообщает о 27% рейтинга Лукашенко, то я склонен думать, что его популярность еще ниже. А это означает, что если в стране плохая экономическая ситуация, если не создаются новые рабочие места, если проводятся эксперименты только в социальной сфере, но не затрагивается экономика, да еще и документально доказывается, что правитель деньги прячет, - тут от людей можно ожидать чего угодно.
- Некоторое время назад вы изучали возможные каналы отмывания денег крупных чиновников. Расскажите подробности своих исследований.
- Понятно, что украденные деньги лежат не на счетах Александра Лукашенко или Виктора Лукашенко. Формально наворованное принадлежит совершенно другим людям, которые ведут финансы семьи.
Что касается источников «дохода», то вспомним хотя бы незаконную торговлю оружием - деньги тогда не пришли в бюджет. Есть еще так называемый теневой бюджет, где аккумулированы огромные ресурсы, которые не прошли через утверждение «парламентом». Одним словом, об этих потоках известно, и это не сотни миллионов - это миллиарды долларов. И они где-то находятся, как-то работают. Скорее всего, они вложены в бизнес в других странах.
Раньше у нас было больше информации о теневом бюджете, и о структурах, которые работали как прачечные для отмывания левых денег - тот же фонд Эсамбаева или компания «Торгэкспо». В свое время мы получили доступ к документам, которые помогли пролить свет на то, как чиновники выводят наворованное. Но в последнее время властям удалось создать более закрытую систему для отмывания.
- Когда речь идет о деньгах Лукашенко, вспоминаются также крупные белорусские бизнесмены, которые сегодня находятся за решеткой...
- Они из тех, кого власть сначала кормит с руки, а потом садит на тюремную диету, выбивая деньги.
Недавно помиловали «сенатора» Павловского, который «возместил ущерб» на 20 миллионов долларов. Но где гарантия того, что эти деньги пошли в бюджет? Или же ему просто продиктовали номер счета, на который надо перечислить эту сумму? Вся подобная информация - это большой вопросительный знак. Поэтому, в принципе, придворный бизнесмен может быть частью теневого бюджета Лукашенко. И если кто-то не отстегивает в этот бюджет - его отправляют на некоторое время подумать в места, заведуемые КГБ или МВД.