Без ответа остаются вопросы, какими должны быть эти выборы: очередными, внеочередными или первыми выборами.
Об этом в Facebook написала одна из представителей Украины в рабочей подгруппе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы в Минске Ольга Айвазовская, сообщает charter97.org.
«Промежуточные позиции из Минска. Я вынуждена писать сухо и по сути, а также сразу озвучить, что все ниже сказанное является моим персональной позицией, или видением процесса.
На заседании политической подгруппы трехстороннего контактной группы в Минске 5-6 апреля обсуждался вопрос модальностей выборов на временно оккупированных территорий ОРДЛО и в очень короткой тезисной форме — амнистии. На втором вопросе стороны не достигли согласия, а вербализировали свои аргументы и конструкции в очередной раз.
По модальностям выборов, то без ответа остаются вопросы:
1) Очередные/внеочередные/первые выборы, ведь, каждое из наименований имеет определенный смысл. Очередные выборы должны происходить в последнюю воскресенье октября 5 года полномочий органов местного самоуправления. Первые, если речь о новых административно-территориальные образованиях, как, к примеру, после добровольного объединения общин. Новые территориальные единицы не будут созданы, соответственно, украинская сторона не принимает такую формулировку, тогда как другие участники в большей мере не против его применять. По моему глубокому убеждению, такие выборы, если бы они не состоялись, должны быть внеочередными, а соответствующие органы избираться в следующих очередных.
2) Вопрос безопасности является ключевым для любых дискуссий о вероятности старта избирательного процесса. Соответственно, ОРДЛО и РФ довольно нервно реагирует на идею введения полицейской миссии ОБСЕ, формат которой дает шанс на паритетных условиях обеспечить ключевую предпосылку для полноценного политического процесса, к которому будет добавлена украинская сторона и т.н. «Народная милиция». Открытым вопрос остается о верификаторе уровня безопасности и выполнения потенциально поставленных задач по безопасности факторов, которые, конечно, будут нарабатываться не только в контексте выборов.
3) ОРДЛО и РФ настаивают на применении мажоритарной избирательной системы, тогда как украинская сторона — участия партий в выборах также будет иметь прямое влияние на способ формирования избирательных комиссий, а также администрирования избирательного процесса. Позиция о необходимости реинтеграции в украинское политическое пространство является рациональной, но ОРДЛО утверждает, что одной из сегодня существующих политических сил «жители» не доверяют, потому мажоритарная система будет наиболее недискриминационной. По моему субъективному мнению, против мажоритарки сказано столько негатива, что объяснять что-то не стоит. В том числе уважаемые международные институты дали достаточно выводов или замечаний по этому вопросу.
4) Администрирование выборов, работа комиссий и формирования списков избирателей пока обсуждаются на уровне «фантастики». Понятно, что есть четкая вертикаль, изменение юрисдикций в которой, или доступ к персональным граждан иным способом, чем это предполагает ЗУ «О государственном реестре избирателей», не представляется правовым подходом, на чем настаивает украинская сторона и отказывается понимать РФ и ОРДЛО.
5) Участие внутренне перемещенных лиц в выборах кажется согласованной позицией, хотя каждая из сторон видит кардинально разные формы. Украина за организацию голосования по месту пребывания, тогда как ОРДЛО настаивает на возвращении, что неприемлемо с точки зрения безопасности людей, как по мне.
Сухой остаток: процесс продолжается. Пишу о РФ и ОРДЛО вместе, потому что у них не только позиции одинаковые, а и раздатки идентичны», — написала Айвазовская.