На данный момент российская экономика эквивалентна примерно 1/20 экономики НАТО.
Отвечая агрессией, угрозами и наращиванием собственной военной мощи на расширение НАТО, Москва только ухудшает свою проблему с Альянсом. Такие действия вызовут еще большее беспокойство у соседей России, вынудив их улучшать свою оборону и параллельно обратиться к НАТО за дополнительной военной помощью. А НАТО готов идти на поддерживающие и сдерживающие меры не только на своем восточном фланге, но также и в своих «партнерских» странах – Швеции, Финляндии, Украине и Грузии.
Точно такой же вывод, по моему мнению, следует сделать и из российского вторжения в Сирию. С чисто военной точки зрения интервенция была крайне успешной – по крайней мере, по состоянию на данный момент. Она также помогла Кремлю добиться ряда своих целей в Сирии и однозначно ухудшила европейскую проблему с мигрантами и безопасностью.
Но эта интервенция совершенно не помогла уменьшить напряжение в отношениях с Украиной, стабилизировать Донбасс, убедить Запад принять аннексию Крыма или смягчить экономические санкции, равно как и не остановила укрепление восточных флангов НАТО. Скорее, она оказала прямо противоположный эффект.
Администрация Обамы недавно обратилась к Конгрессу с просьбой увеличить расходы на Европейскую программу усиления гарантий союзникам в четыре раза; НАТО собирается объявить о дополнительных гарантиях и мерах сдерживания; и страны-партнеры НАТО продолжают увеличивать расходы на оборону и углублять сотрудничество с Альянсом.
Одна из причин того, почему соотношение сил Москвы и Запада в сфере безопасности в ближайшие годы будет не лучшим для Кремля, очевидна: российская экономика переживает проблемы. Эти проблемы имели место еще до того, как украинский кризис, обрушение цен на нефть и введение Западом санкций против России в ответ на аннексию Крыма и дестабилизацию Донбасса еще сильнее ухудшили экономическое положение страны.
Также очевидно, какие последствия экономический кризис будет иметь на ситуацию в сфере безопасности. Кремль будет сталкиваться со все более непростыми решениями: руководству страны придется урезать социальные программы, замораживать пенсии, решать, предоставлять ли финансовую помощь региональным властям, урезать ли расходы на оборону и так далее.
Пока Кремль дал понять, что расходы на оборону имеют для него приоритет, но бюджетное давление продолжает расти. В текущем фискальном году все государственные программы будут урезаны на 10%, за исключением военных расходов, которые сократят на 5%. Но пока непонятно, как долго Кремль сможет продолжать выбирать пушки вместо хлеба.
На данный момент российская экономика эквивалентна примерно 1/20 экономики НАТО, так что ей не удастся перегнать Запад в расходах на оборону даже при самых благоприятных обстоятельствах. Но положение России ухудшает еще и тот факт, что ее действия в Украине, а также угрозы безопасности, с которыми столкнулась Европа из-за ситуации на Ближнем Востоке, способствуют значительному увеличению расходов Альянса на оборону – как в абсолютном выражении, так и в доле от ВВП.
Эдвард Уокер, Eurasian Geopolitics (перевод - «Новое время»)