Как пояснила эксперт, речь идет о Законе Республики Беларусь от 5 января 2016 г. №352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания».
Документ не только предоставил право иностранцам регистрировать на себя товарный знак, но также ввел еще ряд знаковых нововведений.
Среди таких Татьяна Беляева называет изменение в процедуру регистрации товарного знака. С 15 июля на официальном сайте Национального центра интеллектуальной собственности будут публиковаться не только сведения о зарегистрированных товарных знаках, но и заявки, прошедшие предварительную экспертизу.
"Заявки на товарный знак будут опубликованы уже спустя 2 месяца после их официальной подачи, поскольку срок предварительной экспертизы не может превышать этого срока. Данное нововведение позволит компаниям и физическим лицам более системно подходить к выбору товарного знака и оценивать отсутствие или наличие определенного знака на рынке с большей точностью", - отметила эксперт. При этом закон ввел и максимальный срок экспертизы товарного знака, которые не сможет превышать 2 года.
"Это привнесет большую ясность и прозрачность в процесс регистрации товарного знака", - заявила Татьяна Беляева.
По мнению эксперта, крайне важным является введение возможности восстановления ряда сроков, например, на подачу жалобы в Апелляционный совет на решение патентного органа об отказе в регистрации товарного знака. Восстановление сроков будет возможно в течение 3 месяцев со дня истечения соответствующего срока при наличии уплаченной патентной пошлины и уважительной причины для его пропуска.
Изменится не только порядок регистрации, но и способы использования товарного знака, отметила Татьяна Беляева.
Статья 20 Закона о товарных знаках, устанавливающая способы использования товарного знака, будет конкретизирована и дополнена. В частности, использованием будет считаться применение товарного знака на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Беларуси в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров.
"Выделение подобного способа в отдельную категорию использования дает больше прав дистрибьюторам и импортерам, ввозящим и реализующим продукцию, маркированную товарным знаком, на использование которого им выдана соответствующая лицензия. Причем, статья 3 Закона о товарных знаках, устанавливающая перечень нарушений исключительного права на товарный знак, будет отсылать к способам использования товарного знака, установленных статьей 20. Например, одним из методов использования товарного знака уже сейчас является регистрация доменного имени. Однако неправомерная регистрация доменного имени, идентичного определенному товарному знаку, не была обозначена в качестве нарушения имущественных прав на товарный знак. Сейчас статья 3 будет прямо отсылать к данному способу использования товарного знака, что позволит компаниям и физическим лицам более эффективно защищать свои интересы при неправомерной регистрации их товарного знака в качестве доменного имени (т.н. киберсквоттинг)", - заявила Татьяна Беляева.
Как отметила эксперт, изменения в Закон о товарных знаках коснутся и гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на товарный знак. Так, владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, будет вправе требовать вместо возмещения убытков компенсацию в размере от 1 до 50 тыс. базовых величин в судебном порядке. Тем самым, владелец товарного знака или лицо, которому предоставлено право использования товарного знака по договору исключительной лицензии, будет обладать большим количеством вариантов в защите своих интересов наряду, например, с такими мерами, как уничтожение маркированных товарным знаком товаров, удаление товарного знака (например, при использовании в интернете). Предполагается, что в случае, если лицо будет запрашивать именно компенсацию, размер причиненных убытков доказывать не надо (по аналогии с компенсацией за нарушение авторского права).
Также следует отметить, что Закон вводит ответственность владельца товарного знака за качество товаров, производимых другими организациями по лицензии на товарный знак, выданной им владельцем. Требования по привлечению к ответственности могут предъявляться, если их невозможно удовлетворить за счет производителя товара.
Закон вводит ряд нововведений и в Гражданский кодекс. Одним из таких нововведений является запрет на заключение безвозмездных лицензионных соглашений между коммерческими организациями. Напомним, что ранее лицензионные соглашения не обязательно должны были быть возмездными — стороны могли заключать и безвозмездные лицензии на объекты интеллектуальной собственности. Например, одна организация могла безвозмездно передать другой права на патент, промышленный образец, товарный знак.
"Подобные ограничения вызывают ряд вопросов. В соответствии с Законом, они распространяются на все объекты интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено законодательством. К объектам интеллектуальной собственности относятся объекты авторского права, патенты, промышленные образы, товарные знаки, ноу-хау и другие. Запрет на безвозмездные лицензии в области авторского права мог бы означать проблемы с заключением соглашений по использованию программного обеспечения с открытым исходным кодом (open source software - OSS), так как одной из характеристик OSS и является безвозмездность (отсутствие роялти или иных выплат). Многие белорусские компании использует OSS для минимизации затрат на покупку проприетарного, платного программного обеспечения (например, использование бесплатного Apache Office вместо Microsoft Office). Однако, с учетом отсутствия изменений в Законе об авторских и смежных правах, можно говорить о том, что Закон коснется, прежде всего, товарных знаков. На данный момент неясно, как данное изменение скажется на рынке объектов интеллектуальной собственности, однако можно уже сейчас говорить о том, что возможности лицензирования будут несколько ограничены, например, в части предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи", - отметила Татьяна Беляева.