«Лозунги и никакой конкретики», - экономисты прокомментировали новую программу развития страны на пятилетку.
К 2020 году Беларусь «должна выйти на темпы экономического роста, превышающие средние мировые, а инфляция снизится до 5%». Такие цели заложены в программе деятельности правительства Беларуси на 2016–2020 годы, которую «палата представителей» одобрила 5 апреля.
По мнению экспертов, эта программа состоит из «правильных лозунгов», которые мы слышим уже на протяжении двадцати лет. При этом программа лишена конкретики, в ней не описаны механизмы, которые позволили бы стране выйти из глубокого экономического кризиса, пишет intex-press.by.
О чем говорит программа
Полного текста программы еще нет в открытом доступе. Поэтому представление о ней можно составить только на основе заявлений премьер-министра Андрея Кобякова, который представил ее «депутатам».
По словам премьер-министра, документ содержит десять приоритетных задач, «которые к концу пятилетия должны обеспечить качественный рост благосостояния людей».
Как заявил Андрей Кобяков, в документе прописаны три условия для улучшения функционирования экономики:
1. Обеспечение макроэкономической сбалансированности с постепенным сокращением уровня инфляции до однократных величин уже с 2017 года при одновременном снижении реальных кредитных ставок, снижение инфляции до 5% в 2020 году.
2. Достижение до конца пятилетки объема золотовалютных резервов до размера не меньше трехмесячного объема импорта.
3. Обеспечение бездолгового финансирования платежного баланса страны и формирования золотовалютных резервов.
Кроме этого, план определяет комплекс мер, сгруппированных в пять основных блоков: меры по восстановлению конкурентоспособности промышленного комплекса, снижение затрат, реструктуризация энергетики и ЖКХ, создание новых рабочих мест, развитие среднего и малого бизнеса; инфраструктура и строительный комплекс: определение механизмов по оптимизации затрат, рост и диверсификация экспорта строительных услуг; реализация социальных программ, направленных на повышение качества жизни граждан.
К концу 2016 года ставки по коммерческим кредитам правительство намерено снизить до 24–27%. Кредиты выдавать будут только под эффективные проекты. Долю экспорта товаров на новые перспективные рынки намечено повысить за пятилетку до 10%.
Леонид Заико, экономический эксперт: «Спрашивать будет не с кого»
– Почему программу скрыли от глаз специалистов? Потому что боятся. Можно только догадываться о том, что там есть. А догадываться не о чем, потому что там ничего нет. Лукашенко сказал, что никаких реформ не надо. Поэтому надо было придумать что-то, что было бы красиво и к чему-то куда-то кого-то вело.
Из тех тезисов, которые представлены, я вижу только забавные вещи. Одна из самых забавных – это рост выше среднемировых. Но это всего 2%, что за проблема выйти на средние темпы? Пусть выходят на темпы Вьетнама – 8%! Они там решали, чтобы такое заявить, ведь кризис усугубляется. Заявим 3%? Пусть эти 3% будут выше среднемировых!
Я считаю, что это очередной документ, который все забудут через 30 дней, 16 часов и 15 минут. Программа до 2020 года. Я гарантирую, что премьер-министр и основные министры работать в 2020 году не будут: спрашивать будет не с кого.
Станислав Богданкевич, экс-глава Нацбанка: «В программе нет конкретики»
– При правильных лозунгах, которые произносятся уже 20 лет, в программе нет конкретики, которая позволила бы сказать, что произойдут какие-то изменения. В программе нет главного: глобальной перестройки управления экономикой, нет источников, которые необходимы для оживления экономики.
Я не увидел там ничего, что могло бы вывести экономику из застоя. Чтобы это сделать, нужны радикальные меры по снижению налогообложения, по ограничению вмешательства государства в бизнес, в производственную сферу.
Там написано, что предприятия должны покончить с убыточной деятельностью. Но как они должны это сделать – там не говорится. Не говорится и о том, что нужно сократить избыточную численность работников. Не написано, что нужно изменить систему корпоративного управления, чтобы не было вмешательств сверху.
Так происходит, потому что глава государства не замечает, что экономика находится в глубоком кризисе. Он все время говорит, что кризиса нет, что нужно совершенствовать старую неэффективную модель. Если бы он признал наличие кризиса в экономике и системе управления, он бы привлек к управлению страной молодых и здравомыслящих.