Каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается.
Глава Паралимпийского комитета Беларуси Олег Шепель в передаче Анастасии Косенковой и Сергея Щурко "Моментом в море" поговорил о мотивации людей с ограниченными возможностями, о звездах белорусского спорта и о Владимире Бережкове.
О самовыражении людей с проблемами со здоровьем
Как председатель БелТИЗа, я работаю с инвалидами по зрению и каждый день наблюдаю одну и ту же картину — это без обид скажу. В советское время у нас был госзаказ и мы фактически не испытывали никаких проблем. Сейчас все по-другому, и покупателю, приходящему в магазин, до лампочки, кто выпустил продукцию — слепой, глухой или здоровый человек. Его волнуют только качество и цена.
Государство, кстати, предоставило нам льготы — называю это компенсацией нерентабельного труда инвалидов. Они идут в себестоимость продукции, и таким образом мы пытаемся конкурировать на рынке. Конечно, с каждым годом делать это все сложнее. Любой производственник легко поставит автоматическую линию и сократит 500 человек. Но мы не можем на это пойти, потому что видим, как этим людям необходима работа. Даже не столько из-за денег.
Государство дает пенсию, бесплатные путевки, проезд, льготную квартплату и так далее. Но люди не хотят сидеть в четырех стенах, они должны выражать себя не только в производстве. И поэтому после работы они не идут домой. Мы содержим всю социальную сферу: библиотеки, клубы, кружки, секции, профилактории. Давай проявляй себя!
Так вот теперь вернемся к вашему вопросу. Одни люди мозгами остались в СССР, другие переехали в новую страну. Последние понимают, что советское правило "Вы нам должны, вы обязаны!" себя изжило, что новое время дает новые возможности. Спорт — одна из таких возможностей. Понятно, что попасть на Паралимпиаду суждено не всем, но надо пробовать. В конце концов, физкультура тоже дает новое качество жизни.
По сути, здесь и проходит черта: кто-то хочет быть инвалидом, а кто-то просто человеком с плохим зрением. Новые технологии — это новые возможности. И сегодня человек с плохим зрением может не только собирать ручки, но и быть массажистом, программистом, да кем угодно.
О призовых паралимпийцев
Надо сделать хотя бы половину (75 тысяч за золото. — "ПБ".). Это не самые большие деньги для государства, зато мы могли бы сохранить наших спортсменов. Чего греха таить, у нас великолепная спортивная база, великолепные отношения со спортсменами, мы действительно живем с ними одной жизнью. Это не российский подход — им нужны только медали и очки, мы же решаем и другие задачи. Тот же Серега Пунько и Макаров не продали квартиры в Минске, и я уверен, что они вернутся домой и будут работать на благо белорусского спорта.
Получается, что государство вкладывало в них средства. Ребята принесли нам много медалей, слов нет, но могли бы дать еще больше, если бы не предложение российской стороны. Им же нужны только чемпионы, перспективные и начинающие остаются здесь. Если посчитать, то математически мы проигрываем — экономим на премиальных гораздо меньше, чем вкладываем в подготовку медалистов.
О Владимире Бережкове
Не хочу говорить много. Я просто рад за своего друга, умного и честного человека. Всегда это знал и ни на йоту в нем не сомневался. И я уверен, что Володя принесет еще много пользы белорусскому спорту. Он профессионал, а спорт — это дело его жизни. Где, еще раз повторюсь, каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается.