Руководитель проекта реконструкции Купаловского театра Людмила Иванова называет «студенческий вариант» маразматическим и выступает против него.
То, что проект расширения театра имени Янки Купалы в центре столицы доверили создавать студенческому бюро Архитектурного факультета БНТУ, вызывает изумление даже у сотрудников Минкульта, сообщает «Еврорадио».
Как объясняет начальник Отдела научно-проектных работ Министерства культуры Владислав Рута, обычно такую работу поручают либо тем проектным бюро, которые давно зарекомендовали себя в этой области, либо тем, кто имеет хорошие рекомендации. Но заместитель министра Владимир Гридюшко почему-то своим решением доверил работу студентам, ученикам профессора Армена Сардарова, руководителя кафедры градостроительства Архитектурного факультета БНТУ.
«Это решение было неоднозначно воспринято многими научными сотрудниками. Но это было решение заместителя министра», говорит Владислав Рута.
Обычно такие решения должен принимать исключительно научный руководитель проекта реставрации. Именно он выбирает проектировщиков. А потом несёт всю ответственность за то, что получится в результате. В случае с Купаловским театром научным руководителем проекта была назначена Людмила Иванова, известная по работе над реконструкцией Театра оперы и балета. То, что вышло в результате из недр студенческого проектного бюро, привело научного руководителя в шоковое состояние.
«Это же маразматический вариант, над которым невозможно работать! -- говорит руководитель проекта Людмила Иванова. -- Я считаю, что Сардаров просто водит театр за нос. Эта пристройка, которую они делают, с точки зрения профессионального архитектора, абсолютно не решает проблем театра. Театру сегодня нужна большая сценичная площадка. Расширять её можно только за счёт уже имеющейся сценической площадки, двигаться в сторону заднего фасада, а никак не пристройки сбоку, которая ничего не решает! А имеем какую-то штуковину сбоку, которая вообще – не поймёшь, что такое!»
По мнению Людмилы Ивановой, «новый объём», который будет пристроен к театру, уничтожит Купаловский теакт как памятник архитектуры. За «чистую» реставрацию выступает и начальник Отдела научно-проектных работ Минкульта Владислав Рута.
«Я бы оставил всё как есть – сделал чистую, рафинированную реставрацию и строил бы на новом месте роскошный, современный театр со всем соответствующим уровнем», говорит Владислав Рута.
Но откуда тогда возник проект студенческого бюро? По словам Людмилы Ивановой, профессор Армен Сардаров сам вызвался сделать проект на одном из заседаний совета.
«Он сам предложил себя, -- рассказывает Людмила Иванова. -- На научно-методическом совете, когда нам всего-навсего сказали доработать задний фасад, он предложил: «А давайте мы своими усилиями попробуем, вдруг у нас будет какая-то свежая идея». Ему сказали: «Давайте!». Но это всё носит такой неофициальный характер».
Много нареканий вызвал предложенный студенческим бюро проект и у известного белорусского архитектора и скульптора Леонида Левинова.
«Сардаров никогда ни занимался серьёзной архитектурой, -- говорить Леонид Левинов. -- Да, студенты могут дать интересную идею, но в этом случае такого не произошло. У нас сегодня есть возможность разложить тысячу журналов, посмотреть и взять стекло, бетон, колесо, квадрат… Но ведь надо найти душу Беларуси! Особенно в этом проекте».
Помимо профессиональных и эстетических нареканий, предложенный проект вызывает у Людмилы Ивановой сомнение в его законности.
«Театр находится в сквере, который сам является памятником архитектуры, -- напоминает она. --Это не просто охраняемая зона, а памятник архитектуры. Он охраняется государством. А нам предлагается на территории сквера строить, по сути, новый объект. Это недопустимо по закону, идёт нарушение закона об охране памятников».
А сотрудник Минкульта Владислав Рута говорит, что студенческое бюро вообще не имеет права работать над проектной документацией такого уровня.
«Студенты не могут выпускать проектную документацию такого уровня, -- заявляет он. -- На уровне эскизов, мозгового штурма – и не более».
Директор Купаловского театра Николай Кириченко сказал Еврорадио, что ещё в понедельник получил из Минкульта бумагу, которая фактически утвердила предложенный студенческим бюро проект. Что удивительно, научный руководитель проекта реставрации театра Людмила Иванова такой бумаги не получала. Когда же, по её словам, бумага придёт, будет бороться, чтобы проект «кентавризации» театра не осуществился.