Согласованная с ЕФСР программа действий правительства предполагает только дальнейшее снижение уровня жизни населения Беларуси.
Известие о том, что первый транш нового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в сумме $500 млн. уже получен и оприходован республиканским бюджетом, вызвало смешанные чувства.
Поскольку резко возрастают шансы на то, что к концу года размер внешнего госдолга Беларуси не будет соответствовать ни одному установленному критерию безопасности, пишет Сергей Жбанов в Белгазете.
Население Беларуси, получив жировки за январь, впервые почувствовало, что суверенное долговое бремя - это не пустые слова и погашать госдолг придется всем миром. Причем это только начало, поскольку ЕФСР, выступающий сегодня в роли основного внешнего кредитора республики, очень рассчитывает, что процесс полного возмещения затрат на услуги ЖКХ и коммунального транспорта в республике будет год от года набирать силу.
«Структурные меры политики предусматривают значительное увеличение уровня возмещения затрат на ЖКХ тарифами для населения с 30% на конец 2015г. до 70% - на конец 2017г., что приведет к сокращению бюджетных субсидий предприятиям ЖКХ, рационализации потребления услуг ЖКХ населением и сокращению перекрестного субсидирования как важного фактора повышения конкурентоспособности белорусской экономики», - говорится в пресс-релизе Евразийского банка развития (ЕАБР).
В этом же послании отмечено, что уровень окупаемости тарифов на услуги ЖКХ составил 40% на конец февраля 2016г. Исходя из опубликованных базовых данных, каждый заинтересованный читатель может самостоятельно оценить личные экономические перспективы на ближайшие 2 года. При этом следует иметь в виду требование кредитора - Беларусь должна выйти на бездефицитное сальдо бюджета «через сокращение субсидий, в т.ч. в результате повышения окупаемости услуг ЖКХ и сокращения компенсаций по процентным ставкам в рамках директивного кредитования, и сдержанный рост бюджетных расходов на заработную плату».
Поэтому никаких иллюзий насчет дальнейшей динамики тарифов на ЖКУ питать не следует. Согласованная с ЕФСР программа действий национального правительства предполагает только дальнейшее снижение уровня жизни населения Беларуси. Ничего, кроме программы затягивания поясов, в ближайшие 5 лет нас не ждет.
На социальную поддержку в период структурных преобразований, как известно, могут рассчитывать лишь наиболее уязвимые слои населения, т.е. наименее обеспеченные.
Даже труженикам госпредприятий данная программа не обещает спокойной жизни, поскольку«предусматривается сокращение директивного кредитования на 1% и 2% ВВП в 2016г. и 2017г. соответственно» в целях «более эффективного использования ресурсов комбанков, снижения рисков ликвидности и кредитных рисков». И разъяснительная работа правительства, предупреждающего о неизбежности закрытия неэффективных производств, уже началась.
Например, первый вице-премьер родного правительства высказался на этот счет довольно определенно. «Предприятиям следует уходить от производств, которые очевидно неэффективны. Это очень неприятное занятие, но, чтобы сохранить предприятие и дать ему возможность развиваться, надо от каких-то производств или цехов отказываться», - заявил Василий Матюшевский на совещании по вопросам развития филиала «Бумажная фабрика «Красная звезда» ОАО «Светлогорский ЦКК».
Хотя ради справедливости стоит заметить, что месяц тому назад Александр Лукашенко уверял белорусов, что им «гайдаровские реформы российского образца не нужны». Ну так и хочется воскликнуть: да хоть горшком назовите, только в печь не ставьте. Тем не менее уже поставили. И чьим именем этот институциональный маневр потом назовут, совершенно непринципиально. Пусть оно останется неизвестным, поскольку экономического роста так называемые реформы в обозримом будущем не гарантируют.
Авторы программы лишь выражают надежду, что реализация всех мер программы, включая приватизацию, «будет способствовать повышению потенциала экономического роста». И рост будет, но только госдолга, который вновь преодолеет рубеж в $13 млрд.
По состоянию на 1 января 2016г., согласно данным Нацбанка, внешний госдолг составил $12,4 млрд., или 22,7% к ВВП, приблизившись вплотную к относительному порогу безопасности, установленному на уровне 25% ВВП.
Причем к 1 марта т.г. его объем немного подрос - до $12,5 млрд. Далее динамика показателей безопасности внешнего долга может резко ухудшиться, поскольку страна получит $1,1 млрд. в рамках первых трех траншей новой кредитной программы ЕФСР на фоне падающих темпов ВВП.
Не знаю как насчет реформ, но рефинансирование внешнего долга неизбежно. Если эти заемные средства не пойдут на погашение внешнего госдолга, а просто осядут, как и прежде, в золотовалютных резервах, то даже при достигнутом в 2015г. объеме ВВП внешний госдолг преодолеет очередной рубеж безопасности. Вероятность наступления данного события очень высока: ВВП Беларуси в долларовом выражении не растет, а продолжает снижаться.
Кстати, сокращение ВВП почти на $21 млрд. в прошлом году стало причиной заметного нарушения соотношения валового внешнего долга и ВВП Беларуси, достигшего 69,7% по состоянию на 1 января 2016г. (при установленном лимите в 55% ВВП).
Вместе с тем за прошлый год отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг составило 116,6% (при лимите 100%), ухудшившись сразу на 24,2%.
С такими показателями на мировой рынок долговых бумаг, на котором Минфин планирует занять в текущем году $1-1,5 млрд., выходить будет непросто. Впрочем, может, оно и к лучшему, поскольку, ущемляя интересы населения, белорусские власти в состоянии обслуживать только политически мотивированные внешние кредиты.