В Минске открылся Фестиваль европейского кино. Уже в первый день зрителей ожидали два сюрприза.
Это презентация ирландского фильма «Дверь» с участием режиссера Хуаниты Уилсон и французского фильма «Идиот» по роману Достоевского с участием режиссера Пьера Леона. О фильме «Дверь» стоит сказать то, что он снят по произведению «Чернобыльская молитва» белорусской писательницы Светланы Алексиевич и в этом году был номинирован на «Оскара» как «Лучший короткометражный фильм».
«Еврорадио» побеседовало с режиссером, которая, как говорят, проснулась знаменитой. Хуанита Уилсон отмечает, что лично не знакома со Светланой Алексиевич, только через книгу «Чернобыльская молитва», однако знает, что писательница видела ленту и одобрила ее: «Да, она видела этот фильм - и у нее было весьма положительное впечатление. Во время создания фильма мы старались сделать его как можно более близким к той жизненной ситуации, которая произошла с Николаем Калугиным».
Хуанита Уилсон говорит, что точно не знает, чем впечатлила американских киноакадемиков - хорошей режиссерской работой или собственно трагизмом чернобыльской тематики: «Невозможно ответить точно. Конечно, это честь - быть номинированной на «Оскара». Это приятно. Я надеюсь, что через этот фильм - когда люди посмотрят - они снова вернутся к этой теме. И, возможно, более полно и ярко почувствуют эту катастрофу».
Фильм длится всего 17 минут. В нем рассказывает жуткая история о том, как семью Калугиных - молодых маму, папу и маленькую дочь - эвакуировали с зоны сразу после аварии. Через некоторое время у дочери обнаруживают онкологическое заболевание, она умирает. И отец в отчаянии едет в зону, где, прячась от военных, выбивает из своей бывшей квартиры красивые узорчатую дверь, на которой, согласно местным традициям, несли на кладбище еще его отца. Эту дверь он везет на мотоцикле домой и хоронит на ней маленькую дочь. В фильме снимались белорусские актеры, а сами съемки проходили в украинском отселенном городе Припять.
После финальных кадров киноленты зал молчал несколько минут. Режиссер Хуанита Уилсон говорит, что это - привычная реакция зрителей: «Да, это обычная реакция. Несколько минут люди молчат, чтобы лучше понять, что они увидели на экране...»
После «Двери» минская публика могла увидеть фильм «Идиот» французского режиссера Пьера Леона, который по приглашению посольства Франции в Минске сам приехал в Беларусь представлять кино. Пьер Леон рассказал, что хотел снять всего «Идиота» на 14 часов, но не нашел средств, поэтому снял одну сцену - «Именины Настасьи Филипповны». После сеанса зрители задавали Пьеру Леону вопросы. Он родился в Москве и, хотя уже больше 30 лет живет во Франции, отвечал по-русски без акцента.
Интересным был ответ на вопрос, ощутил ли он разницу между Беларусью и Россией: «Буду отвечать как нормандец: «Ну, я давно не был в России...». Но вообще я впервые приезжаю с этим фильмом в страну, где разговаривают по-русски, где я сам должен говорить по-русски, что для меня не очень легко уже. Московская публика видела мой фильм без меня, поскольку меня туда не приглашали, когда он шел на фестивале... А сюда меня пригласило французское посольство. Так что все-таки чувствуется разница между Россией и Беларусью (смех в зале). Так что я боялся, как пройдет «Идиот» здесь - где его знают и понимают».
Зрительница попросила Пьера Леона одним или двумя словами охарактеризовать именно тот эпизод произведения, который он экранизировал: «Скандал. Этот фильм - это скандал. Где режиссеру не надо ничего делать. Почему я говорю, что Достоевский - прекрасный сценарист? Потому что он написал огромный скандал, очень длинный скандал. Это очень тяжело! А я терпеть не могу разговаривать с актерами долго, поэтому просто дал книгу почитать - и все».
Пьер Леон поделился с публикой интересной находкой - что фильм он снимал как бы своими глазами. Но той поры, когда ему было лет шесть или семь: «У меня была идея - что делает камера в этом фильме? Вот камера, которая снимает, - для меня была ребенком. Маленький мальчик - наверно, я - который сидит в комнате, гости ходят, он ничего не понимает и смотрит. И потом я вспомнил, что когда действительно был маленьким мальчиком, к нам в дом в Москве приходил петь песни Владимир Высоцкий. Только когда мне было шесть, семь, восемь, девять лет - я даже не знал, кто такой Владимир Высоцкий. Приходил какой-то мужик, садился. Люди пили, пели, ругались. Потом какой-то мужик пел две песни, а затем опять все начинали пить, ругаться. Я думаю, что-то от этого у меня осталось и появилось здесь, в «Идиоте».
Фестиваль европейского кино открылся вчера в Минске. В течение недели зрители кинотеатра «Победа» (ул. Интернациональная, 20) увидят ленты из 17 стран Европы. Вход на все сеансы свободный.