Действия таможенников и судебных исполнителей в отношении одного из лидеров белорусской оппозиции были похожи на театр.
Об этом экс-кандидат в президенты на выборах 2010 года, бывший политзаключенный Николай Статкевич рассказал в интервью сайту palitviazni.info.
Автомобиль, в котором Николай Статкевич с женой Мариной Адамович возвращались из Польши, был задержан ночью 12 апреля на пограничном пункте в Берестовице.
«Все это напоминало театр, - рассказал Николай Статкевич. - Я прошел через тюрьмы, а меня хотели напугать тем, что изъяли старый пылесос».
«Меня пригласили белорусы Гданьска выступить на мероприятиях, которые проходили с 8 по 10 апреля во время фестиваля солидарности с Беларусью, - сказал политик. - Решили с женой съездить в Гданьск на автомобиле. В Польше было все прилично, людей пришло много на встречу, а обратно мы решили возвращаться в Беларусь через Берестовицу».
Со слов Статкевича, вот тут и начались самые настоящие приключения.
«На границе, получив паспорт, пограничники впали в панику, - продолжил он. - Попросили отъехать в сторону, начали осмотр. Но мы на закупки не ездили, у нас были только личные вещи. Один раз осмотрели, второй, а затем вообще сказали загнать машину в бокс. На нас постоянно смотрели напуганные пограничники. И, наконец, через несколько часов, ночью, на пограничный пункт приехали судебные исполнители из Гродно, которые стали требовать нового осмотра машины и конфискации личных вещей в счет штрафов, которые наложены на меня за разного рода акции. Хотя они уже знали, что на машину не имеют права покушаться, ведь это имущество лишь Марины. И тогда потребовали, чтобы я им дал паспорт, чтобы деньги отдал, которые были у меня в кармане».
В конце концов, в машине ничего стоящего не нашли, а потому решили конфисковать старый автомобильный пылесос, который Марине Адамович подарил ее сын, да еще почему-две чашки с символикой «Белсата», которые подарили экс-кандидату в президенты.
«Я не знаю, что они будут делать с этими чашками, - рассказал Николай Статкевич. - Их же не продадут, так как это будет реклама оппозиционного телеканала... А, если серьезно, то скандал длился в общей сложности около четырех часов, после чего мне пришлось даже написать несколько текстов в книгу замечаний и предложений, чем пограничники были очень недовольны. После чего мы уехали, как я считаю, с малыми потерями. Мне вообще удивительно, сколько тратит усилий государственная машина, чтобы конфисковать маленький пылесосик».
Николай Статкевич отметил, что досмотр, возможно, был связан еще и с тем, что 7 апреля в суде Ленинского района рассматривалось дело о каких-то ограничениях в отношении него, но политик даже не интересовался, что суд решил.
«Все это я даже не рассматриваю, как попытку вытянуть из меня какое-то имущество, - говорит он. - Хотели просто попортить нам с женой нервы, чтобы мы ночь не спали, проверить мою реакцию на материальные потери. Но мне просто смешно. Я прошел через тюрьмы, а меня хотели напугать тем, что изъяли некий старый пылесос».