Жители дома недоумевают: куда уходят огромные средства, если строители все делают по минимуму?
О пятиэтажке на улице Корженевского, 3, которой уже 42 года, журналисты tut.by писали дважды. В первый раз — когда жильцы подали в суд на местный ЖРЭО с требованием вернуть средства, что многие годы отчислялись на капремонт. Люди хотели самостоятельно заняться ремонтом дома, раз уж коммунальщики этого не делают. Деньги им не отдали, суд был проигран — и это стало поводом для второй публикации. Сейчас дело приняло новый оборот: дом начали ремонтировать. И теперь жильцы недоумевают: куда уходят огромные средства, если все делают по минимуму?
Журналисты побывали в хрущевке и посмотрели, как там делают капремонт, на который жильцы уже пожаловались в прокуратуру.
Из невидимых динамиков эхом по всему двору летит прогноз погоды, где обещают, что «в столице будет солнечно с прояснениями и до +14». Висит строительная люлька — рабочие крепят к фасаду термошубу, слушают радио.
На мусорной площадке свалены в кучу обшарпанные двери, стоит белая тумбочка от кухонного гарнитура — капремонт идет полным ходом. У первого подъезда пятиэтажки что-то эмоционально обсуждают жильцы и строители.
— Эй, а куда это он гофры понес?! Целый же мешок, — обернулся житель подъезда Олег и замахал руками в ту сторону, куда только что прошел рабочий с мешком. — А мне сказал, что надо ехать и покупать самому эту гофру. Мне не жалко 80 тысяч этих отдать, только вот куда он эти новые гофры поволок? Если они есть, зачем тогда покупать?
Рабочего догнали, выяснили, что в мешке всего пара гофр, которые «засветились», потому что лежали сверху. Разбирательство закончилось миром и совместным перекуром.
— Да это все мелочи по сравнению с тем, как здесь вообще проходит этот капремонт, — говорит местный житель. — Видели бы смету, никто бы за этими строителями не гонялся. А так думай, входят эти гофры в смету или нам за свой счет нужно их покупать?
Всем жильцами, как и полагается перед началом капремонта, раздали договор. На двух листах там рассказывается о правах и обязанностях сторон, а также указана сумма, что будет затрачена на этот дом.
— Согласно документу, капитальный ремонт пятиэтажного дома на три подъезда обойдется городскому бюджету в 5,6 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2013 году, когда было собрались делать капремонт, на этот дом планировали выделить 2 миллиарда рублей. Но в 2013-м на эти деньги должны были заменить окна и сделать ремонт внутри подъезда. Выходит парадокс: сумма больше, а работ меньше, так как окна уже не меняют, а ремонт в подъезде жильцы должны будут сделать за свой счет, — говорят местные активисты.
— По действующему проекту нам должны были заменить полы во всех квартирах (кухня, коридор, ванна-туалет), — говорит Олег. — Но большая часть жильцов дома от предложения отказалась. Дело в том, что для этого нужно было на время переселяться в подменные квартиры, которые выделил нам для этих целей ЖКХ Октябрьского района. Но мы пожалели свои ремонты: у многих потолки подвесные, плитка дорогая лежит — разрушат же! Так вот нам бы хотелось, чтобы эти сэкономленные средства, что выделили на дом, потратили бы лучше на ремонт подъезда, ну пусть хотя бы покрасили. Но нам ответили, что это не входит в планы по капремонту дома. А куда тогда пойдут эти деньги? Пусть покажут смету!
Именно проектно-сметная документация, которую жильцам никто не показывает, и стала причиной того, что они подготовили и отправили письмо в прокуратуру Октябрьского района. Люди уверены, что денег должно хватить и на ремонт подъезда, который находится в очень плохом состоянии: краска отвалилась, ступеньки на первом этаже крошатся…
— Если честно, то таких домов еще не видел, его нужно было, наверное, признать аварийным, — рассказал один из строителей и попросил не называть его имени. — Плита перекрытия здесь всего 5 сантиметров (!) при сегодняшних нормах в 22 сантиметра. По-хорошему, жильцам нужно было бы согласиться на укрепление полов. Но хозяин — барин. Мы даже удивляемся, как они еще друг другу на головы не провалились.
Но у жильцов на этот счет железный аргумент — «сорок лет ходили — пол выдержал, и сейчас ничего не случится».
— Вот лучше бы вместо этой термошубы нам батареи вывели из стен и термостаты со счетчиками поставили — вот это было бы правильно. А то все равно получается, что будем отапливать улицу, — говорит Константин Сидякин, что живет на пятом этаже. Мужчина приглашает нас в комнату и показывает, как посыпалась стена под окном. — Еще надеялся, что окно заменят стеклопакетом, но и тут пролетел. Сказали, что в капремонт дома входит только термошуба и замена труб — остальное уже за свой счет.
Есть у этого дома еще одна проблема — здание, по словам жильцов, начало крениться на левую сторону и просело на несколько десятков сантиметров. Местный ЖРЭО для проверки этой информации поставил в подвале деревянные подпорки. На этом дело застопорилось. А сейчас, во время капремонта, об этом никто и не вспомнил, кроме самих жильцов. Но похоже, все останется так, как было.
Зинаида, что живет на первом этаже, набросила кофточку и вышла к подъезду, чтобы быть со всеми — народ все не расходился, обсуждал «абы какой» капремонт и передавал из рук в руки «письмо в прокуратуру».
— А по-другому правды не добьешься! А так напишем и будем знать, на что пойдут деньги, которые мы столько лет отчисляли на капремонт, который и назвать-то капремонтом нельзя.