Эксперты указывают, что в современной Беларуси наблюдается кризис госуправления. Угроза уголовного преследования, директивные показатели, разгромные совещания демотивируют белорусских госслужащих.
«Даже новые профессиональные кадры работают безынициативно, исключительно под административным давлением, в рамках решения ежедневных текущих задач. В результате ужесточаются требования и усиливается контроль, что увеличивает влияние контролирующих органов и силовых структур в экономике (..), -- пишет помощник президента Кирилл Рудый в книге «Финансовая диета». – Вместо мобилизации достигается противоположный эффект – все больше руководителей избегают принимать даже текущие решения, не говоря о принятии на себя крупных коммерческих рисков».
Осознает проблему и президент: «Министры и директорский корпус предприятий проявляют откровеннейшую пассивность! Наверно, думают, что кто-то придет и за них решит вопрос», -- заявил глава государства на одном из совещаний. Однако он не согласился, что чиновникам есть чего бояться: боится либо «жулик», либо «малахольный», уверен президент.
Чего боятся чиновники в британском посольстве?
Как чувствуют себя чиновники в других странах и можно ли в принципе добиться от них эффективной и честной работы, не держа в постоянном страхе?
Британским опытом в этом вопросе поделилась Инна Полторан, управляющий корпоративными службами, в том числе кадрами, в посольстве в Минске. На семинаре для госслужащих, организованном BIPART, она рассказала, что пассивность и низкая мотивация характерна и для госслужбы на Западе. Однако вызваны эти негативные явления не страхом, а более обыденными факторами.
Среди госслужащих в Великобритании проводили опрос о демотивирующих факторах. Большинство респондентов отметили рутину, нечеткие инструкции со стороны руководителей, ненужные правила, бесполезные длительные совещания, избыток контроля, отсутствие признания общественности и другие.
Опрос показал, что у госслужащих, не заинтересованных в работе, часто возникали такие формулировки: «зачем внедрять нечто новое, мы просто сделаем, как в прошлый раз», «нам не платят за принятие решений», «чем больше работаешь, тем больше ошибок допускаешь, мы будем просто выполнять свои обязанности».
Собственный опыт Инны Полторан показал, что на госслужащих негативно влияет в том числе их публичность.
«Госслужащие всегда на виду – по разным причинам. Это может быть требование закона – открытое участие в заседаниях, публичные отчеты, частое выступление перед публикой. Это отражается на мотивации сотрудников: будучи на виду, они не чувствуют себя в безопасности», - сказала эксперт.
Сильно демотивирует негативное отношение к чиновникам. «Бытует мнение, что госслужащие мало работают и много получают. Хотя часто бывает наоборот, потому что на госслужбе финансов средства мотивации очень ограничены».
Не прибавляют энтузиазма частые изменения в руководстве: руководители в Великобритании либо находятся на выборной должности, либо назначаются правящей партией. Если партия меняется, меняются руководители, а вместе с ними и генеральная линия, и конкретные задачи.
Возраст самих служащих и консервативный характер также сказывается на ситуации. «Консервативный характер отражается на том, что инновационные идеи трудно внедрить. Зачастую госслужащие, проработавшие долгое время в одной должности, не стремятся развиваться и считаю, что и так все знают», - отметила представитель посольства.
Борьба с коррупцией не подавляет сотрудников
В Британии существует законы против коррупции, отмывания денег и поддержки терроризма. На их основе разработан кодекс этики для госслужащих – британские чиновники, как и наши, каждый год подтверждают знакомство с нормами кодекса и обязуются их выполнять.
Кроме того, существует специальная «горячая линия» – если кому-то стало известно о нарушениях, можно позвонить и сообщить о них. При этом государственному офису не рекомендуется самостоятельно расследовать некий эпизод – любую информацию необходимо сообщать компетентным органам.
В каждой госструктуре назначается сотрудник (не связанный с финансовой сферой), с которым можно поговорить, если в отношении вас имеет место запугивание или шантаж.
«К этим вещам у нас применяется принцип нулевой толерантности – они не допустимы категорически, -- отметила Инна Полторан. -- Однако у на с нет такого жесткого контроля, как в Беларуси. Например, нет валютного контроля – когда с тобой вовремя не рассчитался поставщик, тебе это не вменяется, будто ты получил какую-то прибыль».
Антикоррупционные требования и контроль в этой части эксперт называет логичными и не считает их демотивирующими факторами.
Как заставить работать госслужащих?
Британские госслужащие не очень боятся увольнения вследствие плохой работы. Если в коммерческой компании сотрудника, который плохо работает, за месяц-два уведомляют и расторгают контракт, то на госслужбе работодатель должен в течение шести месяцев пробовать замотивировать работника, объяснять и помогать ему. И только по истечении этого срока, если ничего не получилось, можно инициировать разговоры о применении мер дисциплинарного воздействия.
Финансовые средства также не являются сильным мотивационным фактором, так как на госслужбе их применение сильно ограничено: может быть только фиксированная зарплата и небольшой бонус к ней.
Однако возможность подбодрить сотрудников у британских руководителей все же имеется.
«Если у человека есть интересная работа, выполняя которую сотрудники чувствуют ответственность, получают удовольствие, имеют перспективы карьерного роста – это очень хорошая мотивация», -- уверена Инна Полторан.
Поэтому руководителю стоит давать сотрудникам трудные задания, они найдут пути, как их выполнить, главное – не мешать.
Кроме того, руководителю важно понять, что движет каждым из сотрудников и дает ему вдохновение для работы. Эксперт назвала это «эмоциональной разведкой».