Олигархи думают, что они бизнесмены, а они – собственность правителя.
Об этом известный белорусский режиссер Юрий Хащеватский рассказал в интервью ucpb.org.
- Юрий, у вас нет такого желания подготовить сценарий и сделать фильм «Богатые тоже плачут»?
– Мне кажется, что это очень сегодня важная тема, очень точная, но я бы его все-таки переименовал в «Хижину дяди Тома». Знаешь, почему? Дело в том, что те богатые люди, которые сегодня считают себя богатыми здесь в Беларуси, которые придворно там крутятся, у которых хорошо прогибается спина, которые думаю, что вась-вась, что они схватили бога за бороду, что они дружат с Витей и с Димой, с Сашей, вообще, в одном хоккее, в одном этом… Они не понимают главного. Они не понимают, что они – собственность этого человека. Он воспринимает все, что вокруг него, своей собственностью. Он выращивает вот таких, как Чиж, он выращивает для того, чтобы этого чижика потом постричь.
– Тут и другое слово можно употребить: выращивает, откармливает.
– Откармливает.
– Так, может быть, это такая разумная стратегия? Взял вот там сотню-вторую бизнесменов, с руки начал их кормить, а в трудные времена начал трясти, как грушу?
– Так что вы хотите, ребята? Колхоз! Таким образом бычков откармливают.
– Отличий большой колхозной фермы от придворного бизнеса нет?
– Абсолютно то же самое. Все абсолютно то же самое. При этом – это очень важный момент – я вот беседовал – видимо, это было последнее интервью с Юрием Николаевичем Афанасьевым, буквально за пару недель до его, к сожалению, ухода из жизни. И он мне сказал очень важную вещь. Сказал: «Понимаешь, в чем разница? Западная доктрина, западная цивилизация рождена на собственности на землю. Вот каким образом развивалась эта цивилизация. Эта, вот здесь цивилизация развивалась – в том числе и в Беларуси под империей Российской – на собственности на людей».
– Это важное замечание, интересное, да.
– И ни один богатый человек – Чиж там, они еще есть – они все будут зарезаны тогда, когда императору понадобятся деньги.
– Мы говорим об особенностях придворного бизнеса. Может быть, у них особое строение костей, отношение к тому, что происходит вокруг них… Но я вот даже, проводя параллели с царской Россией, когда были жесткие репрессии: и каторга, и ссылка, все равно находились среди представителей крупного бизнеса люди, которые заявляли о своей политической позиции. Вот в Беларуси со времен, наверное, Андрея Климова и Владимира Кудинова я не знаю представителей крупного бизнеса, которые заявили о своей политической, гражданской позиции. Это что, также особенность придворного бизнеса?
– Конечно. Поэтому такие люди, как Климов, как Кудинов, а до этого Пупейко, например, эти люди были выдавлены. Хотя Пупейко – у него же был колоссальный бизнес! Империя была! Развита была замечательно! Или возьмите «Амкодор», который выстраивал Шлындиков. Всех этих людей с независимыми мозгами, с умением, со всем, их вычеркивают из бизнеса тем или иным способом, а взамен приходят вот такие покорные, слабенькие…
– Откормленные.
– Которые готовы, чтобы их откармливали. Им кажется, что это навсегда. Что у него теперь все: и жирочек будет, и все будет. Нет. Не будет. Потому что ты не есть личность, ты раб. Ты собственность.
– Ну, что ж, вот сейчас многие либо жалеют придворных бизнесменов, у которых трудности, либо, наоборот, радуются. А я думаю, что перемены в Беларуси придут тогда, когда у нас будет уважение к собственности, когда у нас будет конкуренция, когда у нас будет решаться вопрос перспектив твоего бизнеса не от того, играешь ли ты в хоккей или паришься в бане с правителем, а потому что ты талантливый, умный и создаешь новые рабочие места.
– Уважение к собственности. И еще, что очень важно, уважение к самому себе – у каждого гражданина Беларуси.