Раньше цифра стандартного объема дотирования режима Лукашенко со стороны РФ составляла 4-5 млрд. долларов в год. На этот год обозначен 1 млрд.
Об этом заявила в интервью charter97.org директор региональной программы Независимого института социальной политики, эксперт программы развития ООН и Московского представительства МОТ Наталья Зубаревич.
- Какие перспективы отношений России и Беларуси в плане дотаций?
- Раньше цифра стандартного объема дотирования составляла 4-5 млрд. долларов в год. На этот год обозначен 1 млрд. Но дальше начинается процесс переговоров. И мой внутренний голос мне говорит, что Россия уже не в первый раз пыталась сократить объемы субсидирования Беларуси.
Но как-то всегда белорусские власти находили способ и объясняли, что так делать нельзя. Посмотрим, потому что сейчас ситуация в российском бюджете ухудшилась. Возможно, что будет все же больше миллиарда.
- В любом случае, этого мало, и экономика может рухнуть окончательно...
- У белорусской экономики два типа зависимости: не только субсидирование за счет ценовых вещей, связанных с нефтью и нефтепродуктами, но и продажа на российский рынок того, что производит Беларусь. Реальный экспортный потенциал Беларуси — только по калийным удобрениям и нефтепродуктам, сделанным из российской нефти. Все остальное шло на российский рынок: молочка, грузовые, сельскохозяйственные машины. Все это шло на рынок России и стран СНГ. Если сейчас спрос на российском рынке будет сокращаться, то это будет второй удар, который я пока не могу просчитать. Но пяти миллиардов долларов уже точно не будет.
На чем сговорятся в итоге — я судить не готова. Поставки пищевой продукции и техники в Россию, скорее всего, будут сокращаться, а вот в какой мере — это вопрос. А дальше начинается попытка адаптироваться в Беларуси в этим условиям. Первый ход адаптации мне абсолютно понятен — это попытка занять на Западе (хотя у них уже долг есть, а российские деньги помогали обслуживать западные кредиты). Это попытка пролоббировать продажи в России своей основной продукции, может что-то получится, потому что белорусские деньги упали тоже очень сильно. Тут не нужно давать жестких заключений, а посмотреть рынок еще хотя бы годик.
- Удастся ли закончить строящуюся АЭС? Деньги то все же российские?
- После того, как глава «Росатома» Сергей Кириенко заявил о строительстве чуть ли 30-ти энергоблоков везде, я поняла, что «хлестаковых» в России исторически много. Они воспроизводятся. На Дальнем Востоке ничего нет, с турками пытаются сохранить то, что есть, с финнами переговариваются. В Калининградской области — это был полуполитический проект, его экономика была не очень понятна. Фундамент заложили первые лица, но у нас же столько примеров долгостроя — можно и двадцать лет строить. Поэтому давайте дождемся, пока хотя бы половина конструкции будет возведена, тогда мы что-то увидим. Я полагаю, что сейчас все типы финансирования будут очень существенно замедляться. России не привыкать к долгостроям.