В Беларуси все четче прослеживается разделение на избранных и тех, кто «никто».
Если бы мне в 2012 году сказали, что будущему молодому отцу можно поселиться с рожающей женой в соседней палате, да еще прихватить с собой в роддом пылесос, я бы не поверил. Сегодня, оказывается, это возможно. Но при одном условии: ваше имя должно быть Уле-Эйнар Бьорндален, а матерью вашего будущего ребенка должна быть олимпийская чемпионка Дарья Домрачева.
Возможно, я несколько утрирую. Но именно такое впечатление оставило интервью главврача 5-й минской клиники Михаила Назарчука.
Корреспондент издания поинтересовалась у медика, готова ли палата для чемпионки в новом роддоме, на строительстве которого она дважды трудилась во время субботника.
И тут началось. По словам главврача, Дашу в клинике ждет двухкомнатная VIP-палата — «в одной комнате — мама с ребеночком, в другой папа может отдохнуть». Здесь есть плазменный телевизор, холодильник, душевая, туалет. К палате прикреплен отдельный медперсонал, с отдельной акушеркой.
Более того, если Домрачева решит рожать в 5-й клинике, она сможет заказывать себе питание.
Здесь не удержусь и процитирую фрагмент интервью:
— Здорово, а нам приносили так себе еду...
— Вам приносили то, что и всем. Если Даша не захочет обычную еду, сможет выбрать любое блюдо, без ограничений. Привезут все свежее.
— Чтобы получить все эти блага, Даша должна заранее договор подписать? Палату же может занять другая роженица?
— Дашину палату мы никому не отдадим. Специально будем ждать два-три месяца до срока, сколько понадобится — столько и будем.
Впоследствии этот момент вызвал наибольший резонанс в Байнете, вынудив Михаила Назарчука во время следующего интервью «Комсомолке» подкорректировать свои слова: «Давайте договоримся: это не Дашина палата, в ней может находиться любая женщина».
Но слово — не воробей. Первое интервью разлетелось на цитаты и вызвало бурное обсуждение на форумах. Многих возмутили слова доктора о том, что для Даши придержат палату и «никому не отдадут».
Это «никому» и в самом деле прозвучало возмутительно, так как предельно четко разделяет белорусок на избранных и тех, кому в роддоме приходиться рожать там, где положат, и есть то, что принесут.
Не осталось без внимания читателей интервью и обещания пустить Бьорндалена в совместную палату с его личным пылесосом.
К сведению, белорусу для участия в партнерских родах нужно посетить специальные курсы и получить справку у терапевта. Эта справка на момент родов должна быть актуальной, при том, что срок ее действия ограничен.
Понять персонал новой клиники не сложно: предложение родить ребенка именно здесь спортсменке поступило еще во время строительства больницы от Лукашенко. Он уже тогда пообещал выделить для «героя Беларуси» отдельную палату.
Но ясно и другое: в нашей стране, власти которой упорно называют ее социально-ориентированной, все четче прослеживается разделение на избранных и тех, кто «никто».
Конституция, между тем, гарантирует равный доступ всех граждан к медицинскому обслуживанию. Безусловно, Дарья Домрачева достойна вознаграждения за более чем убедительное представление Беларуси в мире. И она его уже получила, как и остальные олимпийские чемпионы. Резервирование палаты на месяцы вперед, пусть даже и на словах, это уже явный перебор.
Есть у этой истории и другая сторона медали. Интервью с главврачом 5-й клиники Минска свидетельствует о том, что наша медицина постепенно обретает способность предложить будущим матерям современные условия для родов, в том числе и партнерских. Хотелось бы, чтобы эта история дала импульс для закрепления этого успеха. И самое главное, чтобы этим могли воспользоваться не только те, кто пьет чай с главой государства.
Семен Печенко, «Салідарнасць»