Во Фрунзенском районе Минска идет суд над добровольцем «Правого сектора» Тарасом Аватаровым.
Судебный процесс начался с неожиданности: всего арсенала, который с подачи правоохранителей показали на всю страну по ТВ, у обвинения попросту нет. В частности, гособвинитель ничего не сказал про пистолет Макарова, который с помпой показали по телевидению. Оказалось, что это сигнальный пистолет, который не был заряжен, передает «Еврорадио».
Тараса Авторова, задержанного на железнодорожном вокзале в Минске 26 ноября 2015 года, обвиняют в провозе на территорию Беларуси ручной осколочной гранаты. По словам гособвинителя, ее перевезли на автомобиле «Дэу Ланос» через пограничный пункт «Новая Гута». Потом перекладными электричками — из Гомеля в Жодино и в Минск.
Свидетель на суде, который был понятым при задержании Тараса Аватарова, описал, какие вещи у того конфисковывали:
«Справку «Правого сектора», черно-красный флаг, шевроны, красно-черную свастику (вероятно, свидетель ошибается, обвинение ничего не сообщало о свастике — ред.), черный потертый пистолет, который, как мне сказали, не боевой, и гранату из подствольного гранатомета. Знаю, как она выглядит, потому что сам служил».
В интервью «Радыё Свабода» перед судом Аватаров заявил, что его прессуют, бросают в так называемые «пресс-хаты», таким образом добиваются признания.
Судит Аватарава судья Фрунзенского районного суда Жуковская.
На суде также стало известно, что фамилия Аватарава от рождения - Поспех. В суд пришел его брат Алексей Поспех, который с прессой до этого не контактировал.
Тараса Аватарова обвиняют по части 2 статьи 295 («Незаконные действия в отношении боеприпасов») и части 2 статьи 228 Уголовного кодекса («Контрабанда»).
«Нет, я не перемещал никакого оружия. Если экспертиза посчитала учебную сигнальную гранату оружием, то признаю обвинения частично», — сказал Тарас судье.
Допрашивали и молодого патрульного милиционера, который задерживал Аватарова:
«Увидели гражданина, спал. Из-под куртки торчал бронежилет. Решили спросить, почему в таком виде, откуда он. Подошли, разбудили, спросили. Он сказал, что Конституцией не запрещено находиться в бронежилете. Решили проверить его по базам и попросили пройти в дежурную часть. Потом с ним поговорили более опытные сотрудники. Интересовались, есть ли у него запрещенные вещества. При себе у него был рюкзак. Зашли в комнату следственно-экспертной группы. Потом был проведен личный досмотр. Вещи доставать начали сами. Увидели гранату, кажется, в правом кармане куртки, ее достал оперативный сотрудник. К нему применили спецсредства. При нем был пистолет, паспорт, карточки, бумага о том, что он участвовал в боевых действиях, флаг...»
В целом Тарас Аватаров ведет себя на суде очень смело. С самого начала он сделал несколько громких заявлений. Первым делом запретил снимать себя российским СМИ.
«Я защищал Родину, а что вы делали в Украине?» — обратился обвиняемый к российским журналистам.
Тарас попросил освободить его от уголовной ответственности по амнистии в связи с годовщиной Победы.
Также обвиняемый попросил встречи с руководителем КГБ Валерием Вакульчиком. С ним он захотел побеседовать насчет неких «внутренних» дел и чтобы не высказываться перед СМИ «о насилии и пытках, с которым столкнулся в СИЗО».
«Также я не был ознакомлен с материалами дела, следователь требовал, чтобы я ознакомился с ними менее чем за 4 часа», — не переставал обличать Тарас Аватаров правоохранительную систему.
Обвиняемый вызывающе улыбался, когда слушал прокурора, а больше всего смеялся над словами свидетеля о справке «Правого сектора».