Безответственные действия политиков рано или поздно становятся не только известными, но и наказываются.
Президент Бразилии Дилма Руссефф прибегла к бухгалтерским трюкам, чтобы не сокращать социальные расходы, несмотря на падение цен на сырье. Это помогло ей переизбраться, а сейчас может обернуться потерей власти.
Популизм и кризис
Политический кризис в Бразилии приближается к апогею. Нижняя палата Национального конгресса проголосовала за импичмент президента Дилмы Руссефф, нарушившей бюджетные правила, и в ближайшие дни 81 член Сената решат, следует ли начинать против нее расследование. Если хотя бы 42 сенатора с этим согласятся, ее отстранят от должности на срок до 180 дней, а вице-президент Мишел Темер на этот период займет президентский пост. Если за это время Сенат не признает ее виновной двумя третями голосов, Руссефф вернется в президентское кресло. Однако самым вероятным исходом станет, видимо, выполнение Темером обязанностей главы государства в течение оставшихся двух лет президентского срока Руссефф
Что бы ни произошло в дальнейшем, Бразилия далека от решения своих проблем. Экономика в ужасном состоянии, и это прямой результат той популистской политики, которую начал предшественник Руссефф, президент Луис Инасиу Лула да Силва, и которую она продолжила. В начале 2000-х годов правительство Лулы, пользуясь притоком денег, вызванным сырьевым бумом, стало раздавать субсидируемые кредиты потребителям и бизнесу, искусственно сдерживать цены на энергоносители, а также наращивать госрасходы, причем в два с лишним раза быстрее темпов роста ВВП. Результатом этой политики стал огромный госдолг, достигающий сейчас 70% ВВП, а также возросший дефицит бюджета, который приближается к 11% ВВП.
Вместо того чтобы признать проблемы и пересмотреть соответствующим образом свою политику, Руссефф прибегла к ловким бухгалтерским трюкам, позволившим ее правительству формально соблюсти целевые показатели первичного профицита. Тем самым она избежала необходимости сокращать социальные трансферты, несмотря на падение цен на сырье. Это помогло ей переизбраться в 2014 году, а теперь ведет к импичменту. Колоссальный коррупционный скандал с Petrobras, государственной нефтяной компанией, которую Руссефф когда-то возглавляла, также нанес урон ее авторитету.
Разумеется, не только Руссефф пострадала от последствий данной политики. Бразилия столкнулась с худшей экономической рецессией за 80 лет; уровень безработицы равен почти 10%; годовая инфляция превышает 10%; а стандарты качества жизни резко упали. Хотя бразильцы выплачивают ежегодно 37% ВВП в виде налогов, то есть примерно столько же, сколько и европейцы, качество госуслуг в стране остается крайне низким.
Как спасти сырьевую экономику
Если допустить, что Темер станет президентом, ему придется действовать очень быстро, чтобы вернуть экономику на верный путь, восстановить деловую уверенность, а также доверие народа правительству. Это серьезная задача для любого лидера, но особенно для человека, которому предстоит быть у власти всего лишь два года и который не пользуется широкой народной поддержкой. У Темера нет права на ошибку.
Его первой миссией станет формирование кабинета, который будет способен проводить строгую, ответственную экономическую политику и заручиться необходимой поддержкой конгресса. В дальнейшем ему следует реализовать программу экономического оживления, состоящую из четырех пунктов.
Первый пункт этой программы — ускорение инфраструктурных инвестиций. Это самый быстрый способ оживить экономику и создать рабочие места. Впрочем, Бразилия отчаянно нуждается в иностранных капиталах для финансирования строительства дорог, портов и аэропортов, а также реализации энергетических проектов. Для их привлечения правительству надо повышать прозрачность, упрощать правила и регулирование, ввести систему гарантий завершения проектов (performance bonds), а также отменить предельный порог доходности инвестиций.
Вторым пунктом программы должна стать реформа рынка труда. Лучшим подходом, который позволит правительству избежать бесконечных политических дебатов о том, какое именно трудовое законодательство следует отменить, станет одобрение поправки в конституцию, которая гарантировала бы право работников заключать частные контракты с работодателями (сейчас работодатели, а Бразиллии должны выплачивать увольяенмым сотрудникам штраф, размер которого зависит от стажа работы в организации). Подобная мера позволила бы существенно сократить трудовые затраты и вывела бы работников из неформального сектора.
В-третьих, Темер обязан заняться пенсионной реформой. Хотя по поводу необходимости повышения пенсионного возраста с 60 до 65 лет имеется консенсус, идея сокращения пособий вызывает сильное сопротивление. Здесь опять же правительство может минимизировать пустую трату времени на политические схватки, сосредоточившись на этот раз на госсекторе. Власти Бразилии в настоящее время тратят примерно столько же денег на 950 000 госслужащих, вышедших на пенсию, сколько и на 28 миллионов пенсионеров, работавших в частном секторе. Это означает, что самая большая проблема является одновременно проблемой, с которой политически легче справиться.
Наконец, Бразилии необходимо вновь найти свое место в глобальной экономике. С этой точки зрения, ей необходимо возобновить рост производительности, расширить экспорт, открыть экономику для международной конкуренции, заключить новые двусторонние и региональные торговые соглашения с крупнейшими экономическими игроками. Если правительство Темера преуспеет на первых трех направлениях, укрепив в ходе этого процесса свой авторитет, оно будет хорошо позиционировано для выполнения и этой задачи.
Преступление и наказание
Данная программа критически важна для восстановления экономики Бразилии и контроля над госрасходами. Однако ее недостаточно, чтобы прекратить давнюю зависимость Бразилии от порочного цикла бумов и спадов. Для этого бразильцам нужно внимательно пересмотреть свои привычки и ожидания, которые довели их до такого положения. Настоящей переменой станет отказ от привычки полагаться на патерналистское, склонное к вмешательству в экономику государство и поддержка необходимой политической коррекции, даже если она неприятна.
Бразильцам еще предстоит пройти длинный путь, чтобы искоренить коррупцию, провести реформы или даже отказаться от популистских мер, создать эффективные и ответственные государственные институты. Однако сочетание народного возмущения, независимых судей, а также динамичной и свободной прессы, как представляется, ведет страну по многообещающему пути, ведь безответственные действия политиков и бизнесменов не только стали известны, но и были наказаны.
Луис Фелипе д’Авила, Project Syndicate (перевод – РБК)