В настоящее время в самом разгаре «война» бизнесмена Юрия Аверьянова за свои активы с кредиторами.
Наиболее крупным его оппонентом выступает БПС-Сбербанк. Бизнесмен полагает, что действия банка направлены на завладение активами его предприятий. В банке считают, что уже терпеть и кормиться обещаниями нельзя, а пришло время расплачиваться по долгам, возник так называемый margin call.
«Торговый мир Кольцо» объединяет автомобильный и строительный рынки и торговые центры в столичном микрорайоне Малиновка. Структура компании «Ростэм» включает в себя три объекта: Центральный рынок строительных материалов в Уручье, парк развлечений «Dreamland» и филиал «Агрофирма «Илья».
Бизнесмен Юрий Аверьянов изложил tut.by свою версию произошедшего.
— Несколько лет назад «Ростэм» нуждался в длинном кредите для окончания строительства аквапарка «Дримленд». Мы узнали, что есть такая возможность только у БПС-Сбербанка и обратились к ним. Встречное предложение от первого заместителя председателя правления банка Владимира Коледы было таким. Нам выдадут кредит сроком на 7 лет на строительство под залог имущества «Ростэма», а в случае нехватки залога они возьмут в залог имущество «Торгового мира Кольцо» (ТМК). После окончания строительства залоги ТМК обменяют на залог построенного объекта, то есть аквапарка. Это нас устраивало. Но БПС-Сбербанк потребовал, чтобы «Ростэм» и ТМК перешли к ним на обслуживание. Однако у ТМК был кредит от «Белинвестбанка» и компания там стояла на обслуживании. БПС предложил ТМК перекредитоваться у них и перейти к ним на обслуживание. Мы пошли и на это. И в дополнение последовало требование подписать поручительство за кредит «Ростэма», что и было ТМК сделано.
Если многие думают, что кредитные ресурсы просто перечисляются на счет организации, то это не так. Компания, ведущая строительство, то есть «Ростэм», наняла подрядные организации для возведения аквапарка. Их было более 150, потому что это очень сложный объект. Они строили и каждый месяц составляли акты выполненных работ. Затем утверждали у нас, и мы предоставляли эти акты в БПС-Сбербанк. Там акты под «микроскопом» изучали и производили оплату прямо со своего счета. Мы не касались кредитных ресурсов.
Так вот, примерно через полгода спокойной работы, банк без объяснения причин четыре месяца ничего не платил подрядчикам за выполненные работы. А это 150 организаций, хотя кредитная линия не была закрыта и «Ростэм» исправно платил по процентам. Подрядчики, естественно, бросили стройку. Все сроки полетели. Через четыре месяца банк соизволил оплатить и мы с трудом вернули подрядчиков на стройку. Но через полгода ситуация опять повторилась. И банк опять три месяца просто не оплачивал выполненные работы. Что со сроками? Опять сорваны. И опять подрядчики ушли. Через три месяца мы с трудом их вернули. Стоимость строительства естественно подросла. Мы обратились в банк с просьбой увеличить кредитную линию на пару процентов, чтобы наконец-то закончить строительство. Но получили мизер. И нам пришлось изворачиваться, но строительство мы закончили, хоть и не в полной мере.
Летом 2015 года мы открыли аквапарк «Дримленд». Уже за год до этого ходил слухи, что после открытия, аквапарк перейдет под другой флаг, но я не верил в это. Через несколько недель от Коледы поступило предложение просто передать нашу агрофирму «Илья» за одну базовую величину. Хотя мы вложили в нее 5 млн долларов. Я тогда не понял «юмора». Это был очередной сюрприз. В это время на ТМК в январе произошел небольшой сбой по оплате по процентам и БПС-Сбербанк потребовал немедленно вернуть весь кредит ТМК в течение 5 дней. И в случае невыполнения процентная ставка автоматически увеличивается до 16% в валюте.
Это для многих фирм смерть. Ну кто в нашей стране может вернуть 6 млн долларов за 5 дней? В результате банк блокирует все счета, увеличивает процентную ставку и требует уже от «Ростэма» погасить кредит за ТМК согласно договора поручительства. Следом ТМК получает письмо от банка с требованием снизить зарплату сотрудникам ТМК до 2,5 млн рублей. Это мизер. Сотрудники стали увольняться.
В сентябре заканчивается купальный сезон и аквапарк закрывается. Владимир Коледа заявил, что если «Ростэм» в октябре сорвет платежи по процентам, то банк немедленно потребует возврата всего кредита. Что и произошло. А следом увеличение процентной ставки до 16%. И требование уже от ТМК погасить кредит за «Ростэм». Вот так две фирмы попали в ловушку. Но это еще не все.
В это время на горизонте появилась одна израильская компания, которая предложила нам выкупить часть активов ТМК по значительно низшей цене, чтобы мы погасили долг перед банком. В офисе израильской компании постоянно находился сотрудник банка. Мы узнаем, что эта израильская компания якобы имеет соглашение с БПС-Сбербанком на сумму 1 млрд долларов на скупку по всей Беларуси лакомых активов, используя проблемы в стране. Схема такова. 300 млн долларов якобы вкладывает израильская компания и 700 млн долларов берет в виде кредита у банка. Вопрос: не много ли кредита израильской компании, когда в таких деньгах нуждаются предприятия страны? Сколько они уже таким образом скупили неизвестно. Но мы узнаем, что банк уже продал по такой схеме этой компании несколько своих собственных отделений. Выдав при этом им свой кредит. И сразу же банк взял у них в аренду эти «свои бывшие» отделения.
Так вот когда и у «Ростэма» возникли проблемы с банком, Владимир Коледа предложил нам продать все активы двух наших компаний именно этой израильской компании за сумму равную нашим долгам перед БПС-Сбербанком. Активы наших компаний значительно превышают сумму кредита. Но это г-на Коледу совершенно не смущало. Он заявил, что готов кредитовать эту израильскую фирму под эту сделку. Причем израильская компания не появлялась интерес к техническим аспектам объектов. Явно готовилась последующая перепродажа. (Аверьянов считает, что таким образом действия банка направлены на завладение активами его предприятий. — ред.)
И видя, что мы сопротивляемся, Коледа прибегнул к институту банкротства наших компаний, используя свою должность. Его не волнуют последствия. Вот так из успешных и полезных для общества компаний «Ростэм» и ТМК в один момент могут превратиться в непонятно что. Но я надеюсь, государственные надзорные органы изучат методы работы этого банковского работника.
Я в бизнесе уже более 28 лет. Все структуры все это время спокойно развивались и приносили пользу людям и государству. Мы обслуживались в различных банках страны и были у них на хорошем счету как партнеры и клиенты. За эти годы я около десяти раз получал звание «Лучший предприниматель». Через созданные мною предприятия в стране появилось около 20 тыс. новых рабочих мест. У нас была хорошая кредитная история. Иначе бы БПС-Сбербанк не выдал бы нам такие большие кредиты на 7 лет. Было и уважение в госструктурах, так как там понимали значение моих предприятий. В том числе и то, что уже 10 лет мы держим на балансе бывший колхоз и успешно его развиваем. За прошедшее время все наши структуры возмужали. Думаю, преодолеем и эти проблемы.
«Банк намерен добиваться возврата задолженности всеми законными способами»
Источник в БПС-Сбербанке сообщил, что банк неоднократно на протяжении 2012−2015 г. г. шел на встречу «Ростэму», осуществлял перенос промежуточных сроков погашения основного долга, а также срока уплаты процентов. Однако в связи с неисполнением группой «Ростэм» обязательств по погашению задолженности (по информации TUT.BY, она достигла 37 млн долларов) даже с учетом перенесенных сроков, БПС-Сбербанк в 2015 году «инициировал взыскание в принудительном порядке в строгом соответствии с действующим законодательством Беларуси».
«Сам г-н Аверьянов, как бенефициар группы «Ростэм», уклоняется от исполнения своих обязательств, сами же компании всячески затягивают процедуру взыскания задолженности в принудительном порядке», - считают в банке.
В банке отметили, что недавно «третьими лицами» инициированы процедуры экономической несостоятельности (банкротство) группы компаний Юрия Аверьянова. Так, в отношении «ТМК» как самим должником, так и компанией «Версо М» инициировалось ведение данной процедуры. На текущий момент поданные заявления оставлены судом без удовлетворения. В отношении «Ростэм» по заявлению ВТБ Банка возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности и введен защитный период.
В БПС-Сбербанке подчеркнули, что банк «будут и впредь добиваться возврата задолженности группы «Ростэм» всеми законными способами, в строгом соответствии с действующим законодательством Беларуси».