Еще одно «великое достижение», которое так любила выставлять напоказ наша власть, оказалось мифом. Речь о пресловутой «стабильности».
«Островок стабильности» оказался на деле «тонущим кораблем». Более того, уже начался и полным ходом идет демонтаж системы. Хотя относительно направленности и глубины этого процесса имеются разночтения.
Многие эксперты и политики называют это демонтажем «социального государства», лишением народа «социальных гарантий» и т.п. Это, конечно, правда, но как мне кажется, далеко не вся. Демонтируется не только социальная составляющая системы, разваливается вся система в целом. Поскольку далеко не только пенсионный возраст повысили, тарифы «задрали», налоги и поборы увеличили. Важно и то, что тонут наши «титаники индустрии», падают доходы от экспорта (включая даже экспорт калийных удобрений), не говоря уже про все остальное. Даже процветавшие еще совсем недавно «придворные» олигархи испытывают большие трудности – как в финансовом плане, так и в жизненном.
Словом, происходит развал всей системы, а не только ее социальной части. Не все это осознают, а власти – менее остальных. Михаил Горбачев также не осознавал, что способствует демонтажу систему в целом – а не просто её «перестройке». Поэтому никакого плана возведения нового «здания» у него и не было.
В отличие от Ден Сяо Пина, который отдавал себе отчёт в том, что меняет всю социально-экономическую систему в целом. И его последователи тоже это осознавали. Соответственно, представляли себе цель, пусть и в общих чертах, и имели план достижения цели, то есть комплексный план реформ. В результате СССР рухнул, а КНР – нет. При том, что стартовые позиции были лучше все же у СССР.
Наша система может рухнуть совершенно неожиданно для власти, ибо «вертикаль» не ведает, что творит. В сущности, она повторяет путь Горбачева. Как говорят, «чего больше всего боишься, то и случается». У него получилось демонтировать старую систему, но новую он создать не смог. В первую очередь потому, что совершенно не представлял, что же он хочет создать. Как и белорусская власть сегодня. Пенсионный возраст повысили, цены на «коммуналку» скачкообразно увеличили, ect. – но зачем и ради чего всё это делается, власть не представляет и, похоже, даже не желает попытаться представить. Но «для корабля, который не знает куда плывет, ни один ветер не будет попутным».
В конечном счёте, власть сама делает то, что 20 с лишним лет безуспешно пыталась сделать оппозиция. По иному и быть не могло. При «толерантном» народе разрушить систему могла только власть. Так же, как и в советских условиях: похоронить страну могла только КПСС, никаких других реальных сил в стране ведь не было.
Почему же власть сама делает то, чего больше всего боится? Из-за определённой системной ошибки: и советские, и наши нынешние белорусские «реформаторы» свято верят в то, что систему можно «модернизировать», не меняя ее сути. В свое время все попытки внедрить элементы конкуренции («хозрасчеты» и «бригадные подряды») в советскую систему, не меняя самой системы, с треском провалились. Как и многие прочие попытки совместить несовместимое.
Если демонтаж системы начался, то его остановить уже нельзя. Поскольку невозможно сохранить все «как раньше» в новых условиях и в совершенно новой ресурсной ситуации. Иными словами, точка невозврата пройдена, и тотальный демонтаж нынешней системы необратим. Его можно притормозить, можно ускорить, можно пустить все на самотек, но можно также заняться реальным планом реформ. Чего точно нельзя сделать – сохранить наш маленький «СССР». Можно – надеяться, что цены на нефть резко вырастут, наш «нефтяной оффшор» возродится, а оживший российский рынок поглотит все наши неприкаянные товары…
Юрий Пшенник, «Наше мнение»