Население Беларуси упорно изымает свои валютные сбережения из банков, и этот процесс может продолжиться.
После того, как в конце прошлого года в Беларуси были введены безотзывные вклады, а Нацбанк начал компанию снижение ставок по валютным депозитам коммерческих банков, белорусские вкладчики начали забирать свою валюту с депозитов. Этот процесс, как казалось, должен был остановиться в марте, так как с 1 апреля вводилось налогообложение процентов по самым привлекательным для населения депозитам, а в марте еще можно было открыть такие депозиты, необлагаемый налогом. Но отток средств населения из банков в марте не прекратился, хотя и замедлился, пишет belrynok.by.
Сумма переводных валютных депозитов физических лиц, то есть, в основном, средств на их карточных счетах, в марте снизилась на 4% (на 15,5 млн. USD) по сравнению с февралем и составила 376,2 млн. USD. В феврале данные депозиты сократились на 6,5%.
А величина непереводных валютных депозитов населения за март уменьшилась всего на 0,1% (10,5 млн. USD) — до 7,54 млрд. USD. Снижение оказалось намного ниже, чем в феврале, когда данные вклады сократились на 1,5%.
При этом ставки на рынке валютных вкладов в марте замерли. Средняя ставка по новым валютным депозитам на срок до 1 года в марте осталась без изменений на уровне 3,6% годовых. Она не меняется третий месяц подряд. А средняя ставка по новым валютным вкладам населения в белорусских банках на срок свыше 1 года после небольшого увеличения в феврале, в марте снова снизилась: до 4,1% с 4,2% годовых в феврале.
Население продает свои валютные сбережения
Изъятые населением в марте средства из банков, похоже, были им потрачены на внутреннем рынке. В марте наличной валюты жители Беларуси продали банкам на 553,8 млн. USD, а купили на 342,7 млн. USD. В результате объем продажи населением наличной валюты превысил объем покупки на 211,1 млн. USD против 195,4 млн. USD в феврале. Это максимальный объем чистых продаж наличной валюты с апреля 2015 года.
Безналичной валюты физические лица в марте реализовали банкам на 87,4 млн. USD. Это исторический максимум для данного параметра. Предыдущий рекорд был установлен в марте 2015 года. Объем покупки физическими лицами безналичной валюты в марте достиг 107,4 млн. USD. Таким образом, объем покупки безналичной валюты жителями Беларуси остался выше объема продажи, но всего на 20 млн. USD. Это минимальное превышение с марта 2015 года.
В результате объем чистой продажи валюты населением в марте вырос до 191,1 млн. USD со 146,6 млн. USD в феврале (см. диаграмму).
Ситуация в этом году развивается по тому же сценарию, что и в прошлом году. Тогда в марте также наблюдался рост объемов чистой продажи валюты населением. А затем данный параметр начал постепенно снижаться. Вполне вероятно, что это произойдет и в текущем году.
Судя по значительным объемам продаж валюты физическими лицами, средства, которые они снимают с валютных депозитов, обмениваются в банках на рубли. Не исключено, что полученные рублевые средства некоторые люди не тратят, а вносят в банки на рублевые депозиты.
По крайней мере, отток рублевых срочных депозитов из белорусских банков в марте прекратился. Величина непереводных, то есть срочных рублевых депозитов населения в банках за март выросла по сравнению с февралем на 1,8% и достигла 24,7 трлн. BYR. Увеличение небольшое, и находится в пределах процентов, начисляемых по рублевым вкладам. А это означает, что масштаб перевода валютных сбережений в рублевые, если он и имеет место, невелик. К тому же, увеличение суммы рублевых депозитов может объясняться желанием населения сделать вклады до наступления срока, с которого проценты по многим депозитам начали облагаться подоходным налогом.
В апреле подобного стимула уже не будет, следовательно, отток рублевых сбережений из банков может возобновиться, а вывод валютных сбережений – ускорится. И этот процесс может продлиться еще долго, так как доходы населения в долларовом и реальном выражениях продолжают сокращаться, поэтому люди вынуждены тратить свои сбережения.
Бедные люди – бедная страна
Остановить этот процесс может только подъем белорусской экономики и увеличение доходов физических лиц. Но в течение ближайших пары лет на это рассчитывать не стоит. Следовательно, сокращение валютных депозитов населения в банковской системе страны может оказаться долгосрочной тенденцией. В принципе, отток валютных вкладов мог бы притормозить Нацбанк, стимулируя банки повысить ставки по валютным депозитам, но он проводит противоположную политику.
В целом ситуация, сложившаяся на валютном рынке Беларуси, выглядит довольно безрадостной. С одной стороны, для стабильности финансовой системы хорошо, что население продает валюту. Страна получает средства для расчетов по внешним долгам, кроме того, поддерживается внутренний спрос населения на товары и услуги.
Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков даже отметил продажу населением валюты как положительное явление 18 апреля после совещания у президента по итогам I квартала. Однако вряд ли это явление можно считать положительным, так как люди продают валюту не от хорошей жизни и не в целях перевода средств на рублевые депозиты. Жители страны продают свои валютные запасы в силу необходимости и становятся от этого беднее. Следовательно, беднее становится и страна.
Таким образом, если в прошлые годы правительство Беларуси проедало золотовалютные резервы, то есть иностранные кредиты и доходы от приватизации, а население копило валюту, то теперь страна тратит уже и валютные сбережения населения.
Таким образом, мы опять живем не по средствам. А это означает, помимо прочего, что курс белорусского рубля еще не достиг дна, и как только население прекратить продавать свои резервы или существенно снизит объемы реализации валюты, ее приток на внутренний рынок снизится, и курс рубля, чего доброго, обвалится еще на десяток – другой процентов, причем без всяких видимых причин. Не стоит забывать о такой перспективе. Подобное уже происходило: летом 2015-го года объем продаж валюты резко снизился, что сопровождалось обвалом курса белорусского рубля. Не исключено, что подобное явление произойдет и в текущем году.