Риторика диктатора еще раз указывает, как тяжело болен организм государственного управления.
21 апреля Лукашенко обратился с ежегодным (“посланием” к беларускому народу и Нацсобранию.
Беларуский руководитель разбил свое выступление на две части: полтора часа вещал народу, а затем 2 часа и 40 минут отвечал на вопросы “депутатов” за закрытыми дверями. У Лукашенко две правды о состоянии страны: одна – для народа, другая – для назначенных им же “депутатов”. Как и прогнозировалось, Лукашенко не отважился говорить о конкретных планах, во всяком случае – открыто, пишет belprauda.org.
Что нового сказал Лукашенко народу и своим подчиненным в разгар экономического кризиса?
Комментирует лидер Беларуского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук:
- Многие говорили, что Лукашенко в послании будет конкурировать с Путиным. Но Лукашенко может конкурировать только сам с собой, со своим подобием. Из всего можно сделать только один вывод: в стране ничего меняться не будет, в этом состоит драма и трагедия Беларуси и его народа.
Можно говорить о подобии с позднесоветским периодом, брежневизмом – до боли знакомые интонации, антураж, полное безмолвие тех, кого он почему-то называет “парламентариями”, всех структур управления страной.
Сравнение с Советским Союзом возможно с одной поправкой – и дома пониже, и грязь пожиже. Интеллектуальный уровень правящей беларуской элиты просто удручает: невозможно рассчитывать, что эти люди способны на некую модернизацию страны, чтобы осуществлять перезрезревшие преобразования страны. Равно как и рассчитывать на то, что они станут фактором давления на Лукашенко, который непроходимо дремуч и безнадежен в своем консерватизме.
За 22 года Лукашенко продемонстрировал полную неспособность развиваться и из года в год повторяет мантры о социальной защите, про заботу о народе, а народ тем временем живет все хуже и хуже. Это пока цветочки, будет гораздо хуже.
- Сегодня Лукашенко впервые разделил свое послание на две части: одну – народу, вторую, за закрытыми дверями, Нацсобранию…
- Кризис показал, насколько власть оторвалась от народа, от его нужд, давным-давно не говорила с людьми откровенно – все эти годы бессовестно врала. Все программы, которые принимались последнее время, засекречивались: программа содействию занятости населению на 2016-2020 годы, последняя программа о развитии физкультуры и спорта… Какие тайны содержит развитие физкультуры и сопрта: нам грозит завоевание всех олимпийских медалей, поэтому следует засекретить, чтобы конкуренты не узнали о нашем грозном оружии? Совершенно естественно, что об истинном положении дел (хотя бы о неком подобии реального положения дел) говорят за закрытыми дверями. Мы уже имеем три Беларуси в одном флаконе: одну показывают по телевизору, другую – для парламентария, третью – в совершенно узком кругу, если не одному главе государства. Подобные вещи во многом предопределили судьбу Советского Союза - вранье, обман, нежелание открыто разговаривать с народом, нежелание посмотреть правде в глаза – те же грабли, только с поправкой на крайне пониженные интеллектуальные ресурсы белоруских элит.
- Послание Лукашенко не принесло дивидендов ни ему, ни власти. Зачем тогда понадобился этот ритуал?
- Есть такое понятие – колея. Немногие люди избежали состояния, когда, казалось бы, делаешь все, чтобы изменить привычный порядок вещей, но на самом деле абсолютно ничего не получается. Это применимо и к отдельно взятому человеку, и к истории страны. Эта власть напрочь увязла в разбитой колее, и из нее – ни вправо, ни влево. Так и мы: по разбитой колее катимся к национальной катастрофе, и никто и никак не может остановить этот бег.
Так и власть: из года в год повторяет свои ритуалы, те же послания, хотя никакого послания и никаких “парламентариев” нет. Но риторика соблюдается, что еще раз указывает, как тяжело болен организм государственного управления.