Кроме обязательной явки на «добровольный» субботник, чиновники порой требуют от работников еще и приличные суммы денег.
В Беларуси завтра пройдет очередной республиканский субботник. В нем примут участие как государственные, так и частные компании: бесплатно благоустроят территории, перечислят деньги или займутся и тем, и другим одновременно. Зачастую руководители стараются «откупиться» от субботников и не заставлять работников выходить трудиться в свой выходной. А поскольку все это дело добровольное, то «таксы» определенной нет, пишет tut.by.
«Заставлять идти на субботник или платить никто не имеет права»
Если внимательно прочитать постановление Совета министров, то становится ясно, что организациям только «рекомендуют» и только «на добровольной основе» провести республиканский субботник «на рабочих местах либо осуществить благоустройство и приведение в надлежащее состояние историко-культурных ценностей, захоронений времен Великой Отечественной войны, территорий населенных пунктов, подготовку детских оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерей к летнему сезону».
Однако на практике почему-то приходится собирать людей на субботник и деньги с них же приказами. Например, отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома выдал приказ руководителям учреждений, подведомственных отделу: «провести на добровольной основе субботник по наведению порядка на территории учреждений» и «до 22.04.2016 перечислить заработанные на субботнике денежные средства в объемах, определенных работниками в добровольном порядке, на счет финансового отдела Оршанского райисполкома». Но самое интересное в том, что информацию о сумме денежных средств нужно «уточнить по телефону».
Исключительную добровольность подобных мероприятий подтверждает и адвокат юридической консультации Партизанского района столицы Марина Наумович: «Принудить работать на субботниках невозможно. Законодательно на это ни один наниматель не имеет права. Работники привлекаются к труду в таких случаях исключительно на добровольной основе».
Но юрист подчеркивает, что есть еще человеческий фактор. «За то, что вы не пойдете на субботник, никто не может вас уволить, но создать какие-то мелкие проблемы руководителю вполне под силу. Кому же хочется портить отношения с начальством? Да и коллеги могут обидеться на тех, кто не пошел», — уточняет Марина Наумович.
Кстати, специалист утверждает, что наниматель вправе предложить работнику, каким образом поучаствовать в субботнике — деньгами, работой или и тем, и другим.
В какую сумму в этом году оценили субботник руководители в разных сферах деятельности, мы спросили у наших читателей.
«Я не заплатил, так оставили записку, что за меня сдала завхоз и теперь я ей должен»
Оказалось, что нередко работников просят не только сдать деньги, но и после этого все равно сходить поработать хотя бы «для галочки». Однако, к примеру, читатель Александр недоволен таким решением: «Поработать и за это еще заплатить — верх наглости. Я понимаю так: если выделил средства, то работать не надо. А если не выделил, то желательно выйти. Подчеркну, желательно, но не обязан». Тем более, что суммы не всегда собирают символические.
Среди школьных учителей «добровольный сбор» не превышает 60 тысяч рублей. Так столичная учительница 2-й категории Кира заплатила 32 500 рублей. А Сергею из Минска пришлось расстаться только с 25 тысячами, но в довесок «строго обязательная явка с 9 до 12 часов». В Бресте преподаватель Роман сдал 30 тысяч. Еще одна учительница Алла заплатила рекордные 60 тысяч рублей, но не уточнила, где она живет.
Кстати, со школьного сторожа Павла в столице взяли примерно столько же, как и с учителей, — 30 тысяч рублей. «Я не сдал, так оставили записку, что за меня сдала завхоз и я должен 30 тысяч ей. Так что чисто по-человечески пришлось вернуть. Явиться не требуют», — поделился мужчина.
«Расценки» в сфере высшего образования более существенные. Так, в Гродненском аграрном университете в этом году «сверху спустили рекомендацию и прайс-лист»: обычные работники — по 50 тысяч, преподаватели — по 70, а старшие преподаватели и профессора — по 100 тысяч рублей.
Воспитатели в детском саду среди работников образования заплатили меньше, чем те же преподаватели. Читательница Галина рассказала, что внесла 35 тысяч и должна будет обязательно явиться на субботник. Воспитательнице Марии сказали сдать 50 тысяч рублей и тоже прийти в субботу работать.
«Со старших офицеров — 150 тысяч. Если не заплатят, вычтут из зарплаты 270»
У медработников тоже все зависит от специальности. Массажист и инструктор ЛФК Евгений должен явиться на субботник и заплатить 20 тысяч. «Но я уже лет шесть не хожу, и все в порядке», — сказал мужчина. А у врача Вероники попросили 30 тысяч рублей, медсестры Ольги — 45 тысяч. Максимум среди медработников заплатила акушерка Маргарита — 100 тысяч рублей «плюс явка на субботник обязательна».
Работнику банка Юрию пришлось раскошелиться на 140 тысяч. А его коллега Виталий заплатил только 30 тысяч рублей. Нестабильные «расценки» и у строителей. Помощник бурильщика Кирилл без явки должен отдать 120 тысяч рублей. При этом строитель Сергей заплатил 5 тысяч. Его коллега Дмитрий рассказал, что ему «обещали снять 500 тысяч, если не пойду на субботник». Зато на железной дороге все очень демократично. Работники разных рангов платили от 13 до 26 тысяч рублей.
Чуть больше собирают с работников культуры. Так, культорганизатор из сельской местности Дмитрий заплатил 35 тысяч. А хормейстера Екатерину попросили принести 40 тысяч рублей и прийти на уборку.
Спасатель-пожарный Антон рассказал, что за субботник просто высчитали 70 тысяч из зарплаты, но узнали об этом все только из расчетника. «Если раньше мы еще в бумаге какой-то расписывались, что в курсе, то сейчас просто ставят перед фактом», — объяснил Антон.
Тот самый расчетник пожарногоЕще строже подошли к делу военные. Читатель сообщил, что в Бресте «младший офицерский состав должен заплатить 140 тысяч рублей, контрактники — 130, старшие офицеры — 150». В противном случае грозились вычесть из зарплаты суточный оклад — около 270 тысяч.
Работник лесного хозяйства в Вилейке Дмитрий признался, что у них просили добровольно сдать 75 тысяч рублей. С той же просьбой обращались к работникам БелАЗа. Один из них сказал, что собирали всего по 20 тысяч.