В Беларуси 5-й месяц подряд сокращаются остатки средств населения на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте. Это результат ожиданий негативного развития валютно-финансового сектора страны, опасения вкладчиков за сохранность своих сбережений на фоне экономического кризиса, всегда сопровождающегося проблемами с валютой.
Кроме этого, снижение интереса к валютным депозитам, как инструменту рентного приращения личного капитала, вызывает падение доходности срочных валютных вкладов: такие депозиты стали лишь местом хранения сбережений.
А курсовая стабилизация, начавшаяся в середине февраля, укрепление национальной валюты (доллар в марте рекордно подешевел) привели к проигрышу валютных вкладов в конкуренции с Br-рублевыми: ревальвация Br-рубля, которая идет и в апреле (вчера, 21-го доллар упал уже до Br19653, минимума с 14-го января), снизила покупательную способность валютных вкладов, сильно сократив их Br-эквивалент.
Тем не менее, сегодняшнее финансовое затишье ослабило общие негативные ожидания. Это привело не только к чистой продаже наличной и безналичной валюты населением (предложение валюты выше спроса на нее), но и к существенному замедлению валового и чистого выноса валюты из банков, а снижение остатков на срочных валютных вкладах физлиц оказалось в марте совсем незначительным. Валовый же приток валюты извне на срочные депозиты даже немного увеличился уже в феврале.
И все же объем инвалютных обязательств банковской системы Беларуси перед вкладчиками, чем и являются депозиты физлиц в инвалюте, остается огромным в сравнении с имеющимися в стране валютными активами, что сохраняет риски невыполнения этих обязательств на довольно высоком уровне. А долларизация срочных вкладов населения по-прежнему выше 80%.
Остатки на срочных валютных вкладах физлиц сокращаются 5-й месяц подряд
Объем срочных вкладов населения в иностранной валюте начал сокращаться с ноября 2015-го. Поначалу это не расценивалось как симптом начала многомесячного периода снижения остатков, и только после 3-го подряд месяца падения стало понятно, что ситуация начинает развиваться именно в эту сторону. В феврале процесс ускорился: срочных валютных вкладов стало меньше более чем на $100 млн.
Но в марте на фоне успокоения в валютно-финансовом секторе страны вынос валюты сильно сократился: остатки за отчетный месяц уменьшились лишь на $10 млн - с $7,549 млрд до $7,539 млрд.
Процентное снижение в марте - 0,14%. В феврале было минус 1,52%. Самое же сильное снижение остатков было в начальный период валютно-финансового кризиса 2011-го, когда на фоне возникшего дефицита валюты у людей появились опасения за свои валютные накопления.
Ну а наиболее значительные приросты были в конце 2008-го - начале 2009-го (когда стало понятно, что многолетний бездевальвационный период 2002-08 гг. окончен), и с конца 2011-го по конец 2012-го - после кризиса 2011-го (когда валюта стала возвращаться в банки после ее выноса в кризис, и когда предпочтение отдавалось валютным вкладам из-за комплекса девальвационных опасений).
Остаток срочных валютных вкладов физлиц на конец марта - $7,539 млрд
С конца кризиса 2011-го года номинальный объем срочных вкладов населения в иностранной валюте выросдм срочных депозитд объем срочных депозитов населения увеличился в ит следующим образом
на срочных депозита депозитам ос, было, до исторического максимума (конец августа 2015-го - $7,844 млрд), но затем стал падать, и сейчас их объем - $7,539 млрд. Тем не менее, это в 2 раза больше, чем было в начале этого более чем 4-хлетнего посткризисного времени. За 5 последних «минусовых» месяцев остатки снизились на $301 млн.
Периодов с сокращением остатков в истории банковских валютных накоплений белорусов было не так уж и много. Но сейчас идет именно такой.
В Br-рублевом же эквиваленте прирост срочных валютных вкладов физлиц почти беспрерывный: даже когда остатки в валюте уменьшаются, их Br-эквивалент увеличивается курсовым приращением. Однако в отчетном марте вышел редкий случай: снижение валютных остатков - и в долларах и в Br-рублях.
Структура изменения остатков срочных инвалютных депозитов физических лиц за месяц
Средняя по стране доходность текущего мартовского инвалютного депозита (4,1% годовых) прирастила тело депозита за месяц на 0,342%. В целом по Беларуси расчетная сумма этого приращения, исходя из объема инвалютных вкладов населения на конец февраля ($7,549 млрд), составила $26 млн.
Значит, учитывая сокращение остатков за март в абсолютном выражении (на $10 млн), получается, что в отчетном месяце произошел чистый отток валютных средств населения из банков размером $36 млн.
Рекорды чистого оттока - в апреле и мае 2011-го (более $400 млн). А максимальный чистый приток был в декабре 2008-го года (+$242 млн). Суммарный чистый отток за 5 последних месяца - $440 млн.
Все цифры - расчетные, а Национальный Банк не дает информации об объеме начисленных и доле в них капитализированных процентов. Но и по данной методологии подсчета можно судить о настроениях вкладчиков.
Приток валютных средств населения на новые срочные депозиты физических лиц - как в 2014-ом
Валовый приток инвалюты (включает в себя как непосредственно приток извне, так и рекапитализацию начисленных процентов и продление закончившихся депозитных договоров) от населения на срочные депозиты имеет тенденцию к уменьшению после того, как в августе 2015-го был отмечен рекордный валовый приток ($1,512 млрд,).
Начиная с декабря 2015-го валовый приток ежемесячно сильно уменьшался, но в феврале немного вырос - до $867 млн после январских $817 млн. Цифры за март появятся только в конце апреля. Но в целом сегодняшний размер валового притока валюты на новые срочные вклады физлиц соответствует уровню 2014-го года.
Объем валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) банковской системы на 24,6% меньше остатков на срочных валютных вкладах населения
Если риск по рублевым депозитам заключается в девальвационных потерях их долларового эквивалента, то по валютным депозитам - в низкой валютной ликвидности банковской системы Беларуси, когда имеющиеся в наличии валовые иностранные активы (требования к нерезидентам) значительно меньше ее совокупных (внешних и внутренних) инвалютных обязательств. В результате чего массовое снятие валюты с депозитных счетов приведут к немедленному коллапсу банковской системы, ведь доллары не напечатаешь, а взаймы их столько (миллиарды долларов) не дадут, по крайней мере, быстро.
Одни лишь срочные инвалютные депозиты населения на 32,6% превышают сейчас объем всех валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) белорусской банковской системы (активов меньше, чем вкладов - на 24,6%): $7,539 млрд вкладов vs $5,683 млрд активов.
С прошлого месяца соотношение улучшилось, главным образом - за счет роста валютных активов: требований к нерезидентам стало больше за март на $300 млн (благодаря первому траншу финансового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития), а срочных валютных обязательств перед населением - меньше на $10 млн.
Доля валютных вкладов в общей сумме срочных вкладов физических лиц - 86%
На конец марта объем срочных валютных депозитов физических лиц - это 86,0% всех срочных вкладов населения. Это показатель как абсолютного недоверия к Br-рублю, так и пока еще значительного доверия к банковской системе Беларуси. Хотя в прошлом месяце доля инвалюты была немного больше - 87%, а максимальный был в отдельные месяцы периода «конец 1998-го - начало 2000-го» - более 90%.