Власти приняли закон об уголовной ответственности за «экстремизм» из-за резкого ухудшения экономической ситуации.
Об этом сайту charter97.org заявил бывший следователь прокуратуры, руководитель правозащитной организации «Правовая помощь населению» Олег Волчек, комментируя подписанные сегодня Лукашенко изменения в закон об ответственности за «экстремизм»:
- Теперь, кроме традиционных «экстремистов» - оппозиции, независимой прессы, добровольцев, воюющих за Украину – власти могут приняться за всех, кто недоволен ситуацией в стране.
Под «экстремизм» могут попасть любые высказывания против чиновников и местной власти: требования кого-то поменять, сместить, установить справедливость.
Конечно, власти и раньше могли расправиться с неугодными им гражданами: законов как таковых в стране нет, Следственный комитет работает по указаниям Лукашенко. Любого человека могут осудить, используя какие угодно статьи.
Например, те ребята, которые возвращались с войны в Украине: если вину за «наемничество» по 133-й статье доказать не могут, то судят за «найденные» патроны или «хулиганку».
Теперь же приняты изменения в закон, позволяющие еще интенсивнее вырабатывать практику наказаний. Все это принимается с прицелом на ближайшие «выборы». Например, зачем в законе выносить отдельным пунктом наказание за «коктейль Молотова»? Ведь есть и другие взрывоопасные вещества. Неправильно, чтобы в законодательстве особо выделялся какой-то их вид. Понятно, что все это делается непосредственно к «выборам»: власть боится народных выступлений.
И это касается не только политических выступлений. Нам скоро предстоит обмен денег, деноминация. В связи с этим власть опасается недовольства людей и возможных потрясений.
Я недавно вернулся из поездки по регионам: у людей там полное отсутствие работы и зарплат. В сельской местности люди вообще находятся в безвыходной ситуации. Если они начнут выступать и «с вилами» придут к начальнику РОВД или в администрацию района, требуя зарплат – их будут трактовать как «экстремистов».
- Как эти изменения в закон отразятся на независимой прессе и средствах массовой информации?
- Мы и сейчас имеем возможность наблюдать целый «арсенал» репрессий против журналистов: штрафы, угрозы, шантаж, избиения. Все это делается из-за полного беззакония в стране. А сейчас под это подводится еще и «законодательная база». Но изменения в «закон» будут работать в одну сторону: мы по-прежнему не сможем обжаловать произвол властей ни в прокуратуре, ни в Следственном комитете.
Сегодня ты оппозиционер или не оппозиционер, мотоциклист или не мотоциклист, журналист или не журналист – а завтра можешь стать «экстремистом». Как только заявишь о каких-то серьезных разногласиях с властью.