Дольщики «Маяка Минска» рассказали свою правду о строительстве высоток.
Ни одна новостройка не обходится без нападок на застройщика со стороны дольщиков по поводу «косяков», сроков, переплат. В «Маяке Минска», располагающемся возле проспекта Независимости и Национальной библиотеки, таких домов больше тридцати, поэтому девелоперу с мировым именем Dana Holdings приходится раз за разом выслушивать претензии и принимать удары недовольства. Onliner.by поговорил с жильцами самых свежих высоток в комплексе об их ожиданиях и реальности. Какой стала амбициозная третья очередь строительства с их точки зрения?
Третья очередь домов «Маяка Минска» — это девять высоток, выстроенных по улице Кирилла Туровского. Объединяет их и нейминг. Многоэтажки названы в честь художников, творивших примерно в одну эпоху, по порядку от проспекта: «Дали», «Роден», «Матисс», «Сезанн», «Пикассо», «Руссо», «Дега», «Мондриан» и «Кандинский». В будущем от самого высокого центрального дома будет выстроен своеобразный променад — аллея, ведущая прямиком к Национальной библиотеке. Пока ее, конечно, нет и в помине.
Дольщики начинают рассказ о своих горестях:
— Первые четыре «столбика» начали строить в начале 2013 года, остальные — в конце. Сроки сдачи в договорах размытые. Изначально сдать должны были в ноябре 2014 года, затем было подписано два допсоглашения с переносом сроков. Следующий срок — в марте 2015-го, затем — в сентябре 2015-го. С сентября никаких допсоглашений уже не подписывали. В конце декабря 2015 года сдались два дома, в марте нынешнего — еще один. Серьезная задержка очевидна даже от сроков, указанных в допсоглашениях, не говоря уже про изначальные сроки в договоре. Метр стоил от $1400 до $1800.
Ради объективности в администрации Первомайского района предоставили другие данные по процессу и завершению строительства третьей очереди «Маяка Минска».
Это не сильно успокаивает людей.
— Дома сдаются пустыми коробками, — говорит одна из покупательниц квартир Светлана. — Лифты не прошли полное техническое освидетельствование, ездить на них — это угроза для жизни. Нет документации по жизненно важным коммуникациям. Мы не можем пойти и заключить договоры с городскими службами по воде, электричеству. Застройщик не утруждает себя проблемами жильцов: его не волнует, как мы будем пользоваться лифтами, как будем заключать договоры с энергосбытом.
— Два дома уже заключили договоры со всеми обслуживающими организациями, но далось им это очень большим трудом. Пришлось выцарапывать из рук застройщика соответствующие справки. Однако лифты в этих домах также не прошли ПТО. Два месяца просили получить освидетельствование лифтов, а нам отвечали: скоро. А когда мы все же получили паспорта 1 апреля, на них стояла другая дата технического освидетельствования.
Дома третьей очереди стоят на стилобате, в котором должны были разместиться не только магазины и административные помещения, но и паркинг. Сегодня уже ясно, что никакого паркинга тут не будет. Как и многих других прелестей, которые презентовались в рекламном ролике.
— В интернете есть красочные ролики о нашем комплексе, — считает один из дольщиков. — Застройщики выигрывают гранты, получают себе преференции. Но картинка в итоге иная.
Дольщик Сергей вспоминает:
— Давно, когда с нас начали собирать деньги, был один проект. Затем вносились изменения. Застройщик в одностороннем порядке удешевил строительство всей третьей очереди. Шла обширная реклама о том, что предлагается элитное жилье. На цокольном этаже должен был быть паркинг.
Претензии у жильцов есть и к фасаду: обещали вентфасад, а сделали обычный, оштукатуренный. Дома стоят близко друг к другу, и окна обещали сделать отражающими. В итоге здесь были установлены обычные окна.
По словам жильцов, им твердили, что вокруг домов, кроме наземного паркинга, будет достаточное количество парковочных мест. Паркинг, как уже было отмечено, не построили, а возле домов количество машино-мест совсем ничтожное. Многие дворы уже заставлены машинами, несмотря на то, что в домах третьей очереди еще почти никто не проживает.
Боль жильцов — подъезды. В большинстве домов третьей очереди они обещанные, парадные. Три высотки обделили, разместив входную дверь сбоку.
— На картинке подъезды выглядели куда более привлекательно, — рассказывает Светлана. — К слову, к договору эти картинки прилагались. По факту же подъезды трех домов представляют собой самую обычную щель. Пять подъездов сделали человеческими, три — в виде щели. В этих трех домах есть только один выход.
Сергей показывает:
— Вход представляет собой пандус, который выполнен под уклоном. Пандус — это хорошо, но, кроме него, больше ничего нет.
Водоотводы выполнены таким образом, что дождевая вода с крыши будет стекать жильцам прямо под ноги, а так как ливневые стоки не предусмотрены и площадка подъезда не имеет уклона, на территории подъезда будут грязь и антисанитария. И в этом нельзя будет обвинить дворника, потому что такова конструкция подъезда.
В случае заморозков площадка подъезда будет покрыта коркой льда опять-таки по причине отсутствия ливневых стоков. А если предположить, что произойдет пожар и пожарники, увешанные оборудованием и шлангами, будут тратить время на то, чтобы проникнуть в подъезд? В таких случаях каждая секунда дорога, и это может стоить кому-то жизни!
Свои претензии Сергей отправил в санэпидемстанцию. Специалисты приняли решение немного изменить проект:
Но от таких минимальных изменений, по мнению жильцов, толку нет. Они предлагают архитектурно достроить подъезд и даже сделали рендеры.
Елена построила двухкомнатную квартиру в одном из домов, который официально пока не сдан. В долевое строительство семья вступила в 2014 году, и каждый метр обошелся им в $1790.
— Проект был такой амбициозный… Не скажу, что я в это очень верила, но в глубине души надежда была. А в итоге получилось абы что. Недавно пересматривали картинки, которые нам показывали, и сравнили с тем, что есть сейчас… Удешевили все — начиная от дверей и заканчивая электрощитком в квартире.
Почему мы повелись именно на этот дом? Сейчас мы живем в доме, где всего две квартиры на этажах. Было обещано, что здесь будет по шесть квартир. В итоге первоначальные «трешки» превратились в две «однушки». Теперь на площадке восемь квартир. Доказать мы, конечно, ничего не можем.
Квартира Елены:
Щиток у двери в квартире Елена называет суперэкономичным и вспоминает, что в по-настоящему элитных домах они небольшие, аккуратные, прозрачные.
Сюрпризом стала поражающих размеров колонна, которая стоит посреди квартиры и прячет в себе вентшахту. По словам Елены, на плане колонна была в разы меньше. Теперь придется ухищряться и думать, как бы по-дизайнерски ее замаскировать. Розетка для электроплиты находится далеко от вентшахты. Девушка поражается: как теперь установить вытяжку?
Посреди квартиры есть еще один незваный гость — канализационный ствол. Он примыкает к жилой комнате, и семья уже в предвкушении сливных звуков по ночам.
Небольшие дефекты — в процессе исправления.
Стоит сказать, что вопиющих «косяков» в домах нет. Это доказала наша независимая экспертиза в рамках проекта «Принимаем новостройку со специалистом».
Пресловутое расстояние до соседнего дома. По утрам можно открывать окно и даже не кричать, а просто сказать «Привет, сосед!».
— Я не люблю слово «элитный», но наш дом позиционировался именно так, — вспоминает Елена. — Соответственно, и цены были элитными. А жилье оказалось самым обыкновенным. Была в гостях в другом новом комплексе. Там на порядок лучше. Начнем с того, что там у подъездов лежит тротуарная плитка. У нас это просто предел мечтаний, все в асфальт закатано.